Дидактический материал по русской грамоте для 1 класса

Тема урока: «Буква Ь»

Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи урока:

  • актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;
  • содействовать развитию умений выделять главное, развитию навыков чтения, устной связной речи;
  • воспитывать культуру делового общения, делового сотрудничества, дружбу, интерес к учению.

Тип урока: урок введения нового знания.

Оборудование:

  • наборное полотно с разрезными буквами,
  • методическое пособие для учащихся «Русская грамота» Т.И. Исаева, В.Ю. Лузаков,
  • «Азбука» Т.Г. Горецкий учебник для 1 класса в двух частях.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.
Настрой на сотрудничество.

  1. Актуализация знаний.

— Давайте вспомним, какая разница между звуками и буквами?

(На наборном полотне выставлены буквы: Я И Ч З Н Р О К У Е Б П Д Л Ы)

— Мои буквы перемешались. Их нужно разделить на группы. На какие группы мы можем разделить данные буквы? (гласные – согласные, звонкие – глухие, парные – непарные)

(Дети выходят к доске и работают с наборным полотном.)

  1. Формирование темы и цели урока.

— А теперь я хочу рассказать вам сказку.

Жили – были в Азбуке буквы, разные — гласные и согласные. Ходили друг к другу в гости. Вот как – то раз пришла буква С в гости к букве Я.

— Прочитайте, что получилось? (СЯ)

Буква Л – к букве Е. Что получилось? (ЛЕ)

Буква Д – к букве И. Что получилось? (ДИ)

Буквы жили не тужили, потому что все дружили. И жила среди них буква, похожая на половину буквы Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

— Что это за буква? – возмущались они.

— Вот эта буква. (карточка с изображением буквы)

— Как она называется?

— Она не обозначает звука, не умеет говорить, молчит. Поэтому с ней никто не дружил, не разговаривал – жилось Ь плохо, очень одиноко. Как – то раз взялись буквы составлять слова. Это было из любимое занятие. Угадайте, какое слово они решили составить:

Спит или купается,

Всё не разувается,

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (Гусь)

Выстроились буквы. Что получилось? (ГУС)

— Что – то у нас не выходит, – говорят буквы. – Звук с в слове мягкий, а у нас твёрдый.

И говорит:

— Встану я в конце слова и обозначу мягкость с. Что получилось? (ГУСИ)

— Лучше я встану в конце нашего слова, — сказала Я. Что получилось? (ГУСЯ)

— Что же нам делать? – расстроились буквы. – Подскажите, ребята, как же нам показать, что на конце слова – мягкий согласный?

— Иди к нам, Ь! – позвали буквы. Он с радостью согласился помочь и быстро встал в конце слова. Прочитайте, что получилось? (ГУСЬ)

Развеселились буквы. Стали приглашать Ь к себе в гости.

— Вы догадались, с какой буквой будем знакомиться?

4. Физкультминутка.

5. Изучение нового материала.

— Рассмотрите букву. На что она похожа?

— Попробуем составить с этой буквой буквосочетания. Прочитайте, что получилось.

(Работа с наборным полотном и разрезными буквами: ЛЬ, ТЬ, МЬ, СЬ, БЬ, КЬ.)

— Какие согласные получаются радом с Ь?

Звуко-буквенный разбор слова ГУСЬ.

— А какие ещё буквы обозначают мягкость согласного?

«Русская грамота» часть 2, стр. 53

— Давайте посадим нашу новую букву в ракету. Найдите для неё место.

«Русская грамота» стр. 52

Задание 1. Работа со звуковыми схемами.

Задание2.

— Какие ты знаешь времена года?

— Соотнеси с картинками названия месяцев.

— В названии, какого времени года есть новая буква?

— Прочитайте названия месяцев, где есть Ь.

6. Физкультминутка.

7. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику. «Азбука» часть 2, стр. 11

— Рассмотрите ещё раз букву. Придумайте слова, которые начинаются с Ь.

— Не получилось. Подумайте, где может стоять в слове Ь?

— Прочитайте слова.

— Прочитайте слова, стоящие в единственном числе; во множественном числе.

— Чем отличаются эти слова?

— Какую роль играет Ь в словах?

Чтение текста. (Первичное жужжащее чтение, индивидуальное чтение вслух.)

— О ком этот текст?

— Давайте, озаглавим его?

— Сколько предложений в тексте?

— Прочитайте первое предложение; последнее предложение.

— Как вы понимаете предложение: «Для лося нет преград»?

— С чем его сравнивают?

— Вес некоторых взрослых лосей может достигать 800 кг. Благодаря огромной физической силе и выносливости, лоси способны преодолевать большие расстояния. Их длинные ноги легко переносят их через буреломы и снежные сугробы, которые стали бы непреодолимым препятствием для оленей и волков. В случаи необходимости взрослые лоси могут двигаться через густой лес почти бесшумно, как кошка.

— Найдите в вашем тексте слова с Ь на конце.

— Рассмотрите иллюстрации на с 10 – 11.

— Какая из них иллюстрация к сказке, а какая – к реальной жизни? Почему?

— Что слизывает лось с пня на картинке справа?

— А что он ест ложкой на картинке слева?

— Что ест зайчик?

— Когда происходит действие?

8. Итог урока. Рефлексия.

— Что нового вы узнали на уроке?

Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх