Судьба

В греческом сознании все определялось достаточно просто: судьба всевластна, у римлян тоже: человек властен над судьбой, человек, вооруженный главной римской доблестью «virtus” (мужество, дерзость, дерзновение, решимость), может победить свою судьбу. А в христианстве все оказывается значительно сложнее. С одной стороны, человек имеет свободную волю, может выбирать между добром и злом, может выбрать между одной и другой дорогой, с другой стороны, человека ведет по жизни Бог, поэтому Бог посылает человеку то, что ему полезно.

Когда мы говорим о христианах и о христианской культуре, о христианском пути, то надо употреблять не слово «судьба”, а «жизненный путь”, и смотреть на жизненный путь Г.Чистяков, Судьба в христианстве, из выступления на Форуме кинематографистов, 2006г. www.damian.ru/Propovedi/Chistakov/sudba.

Жизненный путь и развитие личности от рождения и до смерти и дальше, после смерти, прославление этой личности в веках _ это одна из основных тем и христианской литературы, и христианской культуры, и иконописи, и богослужебной поэзии, это тема, которую можно встретить практически в любом из аспектов церковной жизни.

Но, по христианскому взгляду на мир, мы увидим, что человек скорее побеждает свою судьбу, чем оказывается ее пленником. Человек преодолевает свои слабости. Что такое «судьба”? Это те слабости, от которых не уйдешь, какие-то обстоятельства, от которых не убежишь, а христианин побеждает эти обстоятельства, правда, победа не дается ему так просто и триумфально, как она давалась людям с точки зрения римских историков, где все было очень просто, надо было быть смелым, решительным, надо было обладать всеми римскими доблестями, _ и ты побеждал свою судьбу. В христианстве все гораздо сложнее, одной решительностью, одной смелостью не возьмешь, нужна еще особая чистота, которой всем не хватает, нужно умение слышать Бога и людей вокруг, нужна та решимость, то мужество, та особая черта характера, которую называют смирением.

Вся история христианства, история христиан _ это история удивительных побед над обстоятельствами и немощами, то есть история вырастания из тех страхов перед судьбой, перед своей планидой, перед тем, что выпало на долю, внутри которых, как правило, человек живет.

Христианство рассматривает человека как индивида и как личность. Это две независимые друг от друга субстанции в рамках одного и того же существа. Основа индивидуума — тело. Основа личности — душа. Человек как индивидуум всецело зависит от природы, он часть природы и как таковой не может рассматриваться в качестве цели. Индивид не имеет самостоятельности, он растворен в обществе, с него требуют только безоговорочного повиновения. Он лишен свободы. Иное дело — человек как личность. Бессмертная душа создает в человеке особый, человеческий мир. В известном смысле можно сказать, что душа и личность — это одно и то же. Личность наделена душой, независима от общества. Она сама себе цель и зависит только от бога. Человек как личность является «подобным богу» существом, «образом божьим». Чтобы стать личностью, человеку нужно преодолеть свою индивидуальность. Это возможно только путем общения с богом. Чем чаще человек общается с богом, тем чище становится его природа, тем в большей степени он становится личностью. Он должен ограничить до минимума все другие потребности. Только таким путем можно стать личностью, т.е. «подобным богу» существом.

Признаки фаталиста

Чтобы лучше понять, кто такой фаталист, рассмотрим его наиболее типичные черты. Как мы уже выяснили, он полностью полагается на судьбу. Проявляться это может по-разному, но чаще всего ему свойственны следующие особенности поведения:

1. Отказ от ответственности. Фаталист – это человек, верящий, что он практически не влияет на собственную судьбу, и любые значительные события происходят в его жизни лишь потому, что так было предначертано.

2. Вера в гадания и приметы. Людей всегда волновало их будущее, поэтому были придуманы тысячи примет, а такой промысел как гадание распространился по всему миру.

3. Пессимистичность. Фаталисты более склонны верить в негативные сценарии развития событий, чем в позитивные, и чаще всего являются пессимистами.

4. Неверие в собственные силы. Если человек не верит, что способен повлиять на свою судьбу, у него формируется уверенность в том, что от него вообще мало что зависит.

5. Неверие в случайные события. Фаталист не верит в случайности. Если событие предопределено, оно обязательно должно произойти. И если что-то маловероятное произошло, то лишь потому, что это должно было произойти.

Плюсы и минусы фаталиста

Исходя из вышесказанного, может сложиться впечатление, что быть фаталистом — плохо. Однако у людей с данным типом мышления есть и вполне выраженные преимущества, значительно упрощающие их жизнь. Главный плюс заключается в том, что их психика не нагружена переживаниями за собственные ошибки. Ответственность за все неудачи он сразу же перекладывает на некие внешние силы, а все положительные события воспринимает с благодарностью.

В противовес данному преимуществу можно выделить сразу три существенных недостатка фаталистов:

1. Склонность быстро опускать руки. Фаталист не верит, что настойчивость помогает добиваться поставленной цели. Поэтому, столкнувшись с первой неудачей, он часто сразу же прекращает попытки.

2. Плохая подготовка к важным событиям. Известная латинская пословица гласит: «Победа любит подготовку» (Amat victoria curam). В истории существует немало примеров, когда великие и успешные полководцы проигрывали войны, уверовав, что им покровительствует влиятельное божество, и все битвы будут заведомо успешными.

3. Суеверность. Эта черта характера создаёт массу проблем самому фаталисту и его близким. Он может менять планы и отказываться от важных дел, если ему приснился «вещий сон» или кошка перебежала дорогу. Кроме того, фаталисты часто становятся жертвами мошенников, охотно пользующихся их суевериями.

Кто такой фаталист

Наличие разнообразия в трактовках этого термина не становится преградой для формирования его сути.

Значение слова фаталист в тотальном представлении – индивид покорный судьбе, убеждённый в предопределенности своей жизни. В латинском языке существует понятие fatalis – роковой, в английском fate – судьба. Человек с фаталистическим мировоззрением непоколебимо убежден в невозможности изменить что-либо в своей жизни, максимум можно только предсказать.

Индивид с фаталистической идеологией следует по пути безответственности за собственные поступки, созерцая со стороны за событиями в собственной жизни, не старается предпринимать какие-либо усилия, чтобы повлиять на происходящее. Человек словно течет по течению с установленным судьбой маршрутом под названием жизнь, зная, что его ждут падения, подводные камни, но не делает абсолютно никаких попыток «сойти на берег». Убеждает себя в неукоснительном соблюдении правил составленных силами свыше.

Значение слова фаталист, прежде всего, описывает личность? неотъемлемой частью которой есть вера в фатум, рок судьбы.

Психологи концентрируют внимание на то, что существующая закономерность в поведении фаталистов все-таки имеет свои различия. Они предполагают существование нескольких видов мировоззрения таких людей:

– бытовое – последователи такого мировоззрения явно пессимистически настроены, тяготеют к перекладыванию вины за собственные неудачи на других людей. В случае если это бессмысленно под обвинения попадают высшие силы, которые без сомнения враждебно настроены против этого индивида. Зачастую бытовой фатализм проявляется на фоне неприятностей, стресса. Последствия стрессовых ситуаций негативно влияют на эмоциональное состояние, что побуждает индивида переложить вину на другого;

– теологическое – приверженцы этой ветви склонны приписывать высшим силам божественное значение, именно они и предопределяют все, что случается на Земле. Считается, что каждая человеческая жизнь заранее предначертана Богом, именно он определяет все испытания для каждого индивида. Все события, происходящие на жизненном пути фаталиста из разряда неслучайных и необходимых. В свою очередь здесь выделяется два подвида: фаталисты в мировоззрении которых бытует концепция абсолютного предопределения (кальвинизм, августинизм), согласно убеждению этих индивидов все сценарии жизни были написаны еще до рождения человека, и уже было предопределено в ад или в рай попадет его душа и фаталисты, для которых судьба сочетается со свободой воли;

– логическое – такое мировоззрение имеет исходную точку в Древней Греции. Философ Демокрит описывает это, как следствие предшествующих событий и действий человека, поскольку согласно его мнению абсолютно все имеет первопричину. Такой вид мировоззрения есть результатом «причинно-следственной» связи. Если есть следствие (ситуация в установленном месте, в обусловленное время), то этому предшествовала цепочка определенных поступков в прошлом. Случайностей нет, они априори не существуют. В отличие от теологического мировоззрения фаталиста здесь функции Бога выполняет неизбежное следствие, что случится при любых обстоятельствах.

Одна из основ имана (веры) – вера в предопределение созданиям Аллаhа, как вечно знал и хотел Создатель. Мусульманин должен придерживаться убеждения, что Аллаh предопределил каждому из Своих созданий все, что с ним произойдет – его судьбу и это предопределение неотвратимо, его нельзя ничем изменить. В Кур‘ане сказано (25:2):

وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا
– «Аллаh сотворил все, предопределив каждому из созданного все, что с ним будет, и дал каждому из них свое предназначение». Также в Кур‘ане сказано (33:38):

وَكَانَ أَمْرُ اللَّهِ قَدَرًا مَقْدُورًا
– «Будет так, как предопределено Аллаhом».

То, что произойдет до Конца Света записано на Доске Судеб (аль-ляух аль-махфуз). Имам Муслим передал хадис, в котором говорится о том, что «за 50 тысяч лет до создания небес и земель, по Воле Аллаhа на Доске Судеб было записано все, что будет до Конца Света». Все, что происходит в мире: добро или зло, счастье или горе, грех или покорность Богу происходит по Воле Аллаhа. Никто не может совершить что-либо, кроме того, что ему предопределено Богом. Также никто не может приобрести для себя пользу или нанести вред, кроме как по Воле Аллаhа. Только Аллаh дает веру тем, кому хочет, и только Он затворяет сердца неверующих. Всякое намерение, слово и действие созданий Аллаhа происходит по Его Воле. Имам Аль-Байhакый передал, что когда имама Аш-Шафи‘ий спросили о судьбе, он ответил: «О, Аллаh! Что хотел Ты – было, даже если я не хотел, а если бы даже я захотел – того не будет, если на то нет Твоей Воли. Ты создал рабов так, как Ты знал. По Твоему Знанию происходит то, что Ты хотел, чтобы произошло и с юношей и со стариком. Одного Ты одарил верой, а другого – нет. Этому помог в соблюдении, а тому – нет. Некоторые несчастны, а другие счастливы. Один некрасивый, а другой прекрасный».

Вера в Судьбу включает в себя и веру в предопределение добра и зла. Добро, вера, покорность Всевышнему происходят по Воле и Предопределению Аллаhа. Он повелел это и одобряет. Совершение зла и грехов также происходит по Воле и предопределению Аллаhа, но Он не повелел их совершать и не одобряет это. Если бы Аллаh не хотел совершения грехов грешниками и соблюдения богобоязненными, то не создал бы Рай и aд. Некоторые люди считают, что «Бог создает только добро, а зло – шайтан», тем самым приписывая Аллаhу слабость и соучастника, и противореча сказанному в Кур‘ане (12:21):

وَاللَّهُ غَالِبٌ عَلَى أَمْرِهِ
– «Никто не может противостоять Его Воле».

Аллаh наделил человека волей и возможностью выбора: какие действия ему совершать, а какие нет, но воля человека подвластна Воле Аллаhа. Только Аллаh – Создатель всех наших намерений, решений и дел. В Кур‘ане сказано (81:29):

وَمَا تَشَاءُونَ إِلا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
– «То, что вы хотите, – создано Аллаhом, Господом миров, и происходит это по Его вечной Воле». Наличие выбора влечет за собой и наличие ответственности за свой выбор. Знание того, что является разрешенным в религии, а что – нет, переданное нам через Пророков, помогает делать правильный выбор и избежать того, что может быть причиной наказания в Судный День. Кто-то может задать вопрос: «А как сочетается наличие у человека возможности выбора с неотвратимостью предопределения?» В качестве ответа на этот вопрос приведем пример для понимания. Допустим, что перед каким-то человеком встала необходимость выбора одного из нескольких вариантов действий. Пока он находится в процессе выбора, он не знает, какой из имеющихся у него вариантов, в конце концов, он предпочтет. Но Аллаh вечно знал, что этот человек в определенный момент времени будет стоять перед конкретным выбором, и что он в результате выберет. Поэтому выбор человека не влияет на его судьбу, предопределенную ему Всезнающим Аллаhом. Имам Аш-Шафи‘ий передал, что когда один человек спросил имама ‘Али о судьбе, то в ответ услышал: «Это скрыто Аллаhом, не мучай себя». Когда спрашивающий стал настаивать на ответе, имам ‘Али ответил: «Если ты очень хочешь знать об этом, то это одно между двух состояний: не по принуждению и не самостоятельно».

Предопределение – это тайна Аллаhа, скрытая от Его созданий. Ни Пророки, ни лучшие из Ангелов не были об этом осведомлены. Мы узнаем что-то из того, что нам предопределено, по факту случившегося с нами, как например, потеря имущества, болезнь, рождение ребенка. Поскольку это событие случилось, значит, это нам было предопределено, и по-другому или в другое время этого не могло произойти. Имам Аль-Байhакый передал от имама ‘Али следующие слова: «Воистину, не будет веры в сердце каждого из вас, пока не будет убеждения без сомнения в том, что ниспослано и предопределено ему, неизбежно случится именно с ним. А что не предопределено ему, то никогда с ним не случится и надо верить в то, что все предопределено (в судьбу). На все есть судьба».

Что хочет Аллаh – происходит, а чего Он не хочет – не происходит, и это не меняется ради мольбы или милостыни кого-либо. Если бы Аллаh изменил Свою Волю ради мольбы кого-либо, что является абсурдным, то изменил бы ее ради мольбы Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение. Однако Посланник Аллаhа рассказывал:

سَأَلْتُ رَبّي أَرْبَعًا فَأَعْطَاني ثَلاثًا وَمَنَعني وَاحِدَةً، سَأَلْتُهُ أنْ لاَ يُكْفِرَ أُمَّتِي جُمْلَةً فَأعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُهُ أَنْ لاَ يُهلِكَهُم بِما أَهْلَكَ بِهِ الأممَ قَبْلَهُم فَأَعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُهُ أَنْ لاَ يُظْهِرَ عَلَيْهِم عَدُّوًا مِنْ غَيرهِم فَيَسْتَأْصِلَهُم فَأَعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُهُ أَنْ لا يَجْعَلَ بَأْسَهُمْ بَيْنَهُم فَمَنَعْنِيهَا
– «Я обратился к Аллаhу с четырьмя просьбами и только три из них исполнились: я просил, чтобы большинство мусульман из моей общины не отступили от веры, и это было исполнено; просил, чтобы Аллаh не покарал мою общину, как это случилось с предыдущими общинами, и это было исполнено; просил у Аллаhа, чтобы враги Ислама не смогли уничтожить всех мусульман, и это было исполнено; и просил у Аллаhа, чтобы мусульмане моей общины не воевали между собой, но Аллаh не исполнил эту просьбу» (передал хафиз ‘Абдур-Рахман от Абу hурайры). В подобном изречении, которое было зафиксировано у имама Муслима, передано, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал:

سَأَلْتُ رَبِّي ثَلاَثًا فَأَعْطَانِي ثِنْتَيْنِ وَمَنَعَنِي وَاحِدَةً
– «Я обратился к Аллаhу с тремя просьбами, и только две из них были исполнены». В конце этого изречения передано:

قَالَ لي يَا مُحَمَّدُ إنِّي إِذَا قَضَيْتُ قَضَاءً فَإِنَّهُ لاَ يُرَدُّ
– «Сказал Аллаh: «О, Мухаммад! Если было предопределено что-либо, то это неизменно».

Аллаh охраняет знание о предопределении от людей и запрещает им доискиваться его и возмущаться тем, что происходит по предопределению Творца, как сказано в Кур‘ане (21:23):

لا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ
– «Его (Аллаhа) не спрашивают о том, что Он делает, а сами они будут спрошены (в Судный День рабы Божьи будут отвечать за свои деяния)».

Фатализм в философии

Фатализм в философии связан с мифологией.

В качестве примера можно привести миф об Эдипе, сыне царя Лая и Иокасты.

Фатализм в мифе об Эдипе

Царю Лаю было предсказано, что его сын Эдип убьёт его и потом женится на Иокасте, своей матери.

Чтобы избежать такой судьбы царь решает бросить ребёнка на произвол судьбы. Эдипа подобрали и воспитали другие люди.

Позже, узнав, что ему предначертано убить отца и жениться на матери, Эдип решает уйти странствовать, чтобы быть подальше от семьи. Юноша и не подозревает, что это его приёмная семья.

В походе Эдип встречает своего настоящего отца, царя Фив. Оба естественно не ведают, кем приходятся друг другу.

Поссорившись о том, кто должен уступить дорогу, Эдип в ярости убивает своего отца. Затем, добравшись до Фив, Эдип спасает город от сфинкса. И в награду жители решают сделать его мужем вдовы недавно убитого царя — Иокасты.

Так, пророчество сбылось: Эдип убил своего отца и женился на матери.

Этот миф отражает фатализм и неизбежность судьбы. Эдип пытался изменить свою судьбу, но что бы он не делал, всё равно судьба оказалась сильнее.

Примеры фатализма в литературе

Фатализм находит своё отражение и в литературе.

В качестве примера можно привести поэму «Илиада» древнегреческого поэта Гомера.

В этой поэме говорится о том, что даже всесильный из богов Зевс не может изменить судьбу.

Зевс берёт золотые весы и взвешивает на них судьбы Гектора и Ахиллеса. Бог понимает, что Гектору, который столь дорог ему, судьба пророчит смерть.

Он предлагает богам спасти Гектора. Но Афина считает, что Гектор уже «обречён роком» и что боги не должны вмешиваться.

Питер Пауль Рубенс «Победа Ахиллеса над Гектором», 1630 г.

Русский фатализм

Примером русского фатализма является произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Лермонтов посвятил этому вопросу целую последнюю главу («Фаталист»).

Тема фатализма в ней раскрывается через главного героя Григория Печорина.

Несмотря на то, что Печорин по своим высказываниям и мыслям был фаталистом, всё же он верит, что судьбу можно изменить.

Лермонтов поднимает вопрос о фатализме в обществе и как его можно преодолеть.

Михаил Врубель «Печорин», 1891 г.

Фатализм, детерминизм, волюнтаризм

Детерминизм (от лат. detehninare — «определять») — это убеждение в философии, согласно которому есть какое-то одно событие в прошлом (причина), которое провоцирует другое событие (следствие).

То есть каждое событие является следствием предыдущего события.

В случае с фатализмом же наши действия не имеют значения, поскольку наша участь, т. е. судьба уже написана.

Волюнтаризм (от лат. voluntarius — «волевой») — это убеждение, что именно воля определяет нашу судьбу и судьбу человечества.

Причём речь может идти о воле человека, т. е. о его поступках, упорстве, самоконтроле. Или же о воле богов.

Волюнтаризму посвящали свои работы такие философы как Иммануил Кант (1724–1804), Фридрих Ницше (1844–1900), Иоганн Фихте (1762–1814) и др.

Узнайте также, что такое Карма.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх