«Блажен, иже и скоты милует»


Нередко мы слышим о чудесных явлениях святых, воочию приходящих утешить нас, ныне живущих на земле. Однако лично мне дважды пришлось встретиться с тем, как утешать приходят… животные, связанные для нас с житием любимого святого. К кому-то приходят сами святые, а мы «малы», у нас – зверюшки. Расскажу, как это было.
«Блажен, иже и скоты милует» (Прит. 12, 10) – эти слова знакомы всем нам. Мы вновь чувствуем себя детьми, когда читаем, как к преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому приходили медведи, и святые делились с ними своей скудной пищей. Ощущаем себя в детской сказке, листая житие древней святой британской земли Мелангеллы-девы, которая молилась на лесной поляне в окружении зайцев. Рассказываем на уроке воскресной школы малышам, как святой Герасим вынимал занозу из львиной лапы. Скорбим, читая отзыв современника о патриархе-мученике Тихоне : «Всё хи-хи, ха-ха и гладит кота». Что ж… Нектарий, старец Оптинский, шутливо говорил своим чадам: «Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев. А мы малы – у нас кот». А чада патриарха-мученика и вовсе уверяли, что кот святителя умел… утешать. Не о каждом человеке услышишь такое, так что получаемся мы иной раз «горее скота».

Медведи и монахи
Нередко мы слышим о чудесных явлениях святых, воочию приходящих утешить нас, ныне живущих на земле. Однако лично мне дважды пришлось встретиться с тем, как утешать приходят… животные, связанные для нас с житием любимого святого. К кому-то приходят сами святые, а мы «малы», у нас – зверюшки.
Расскажу, как это было.
Лет пять назад наша семья обратилась к внимательному чтению о жизни святого Иоанна Шанхайского. Мы стали постоянно обращаться в молитвах к этому святому, рассказывать при каждом удобном случае об этом дивном подвижнике.
Однажды в нашей жизни наступили перемены, принесшие много волнений. Обсуждая происходящее, мы говорили только об одном: если бы знать, что всё происходит по Божией воле!
Было лето, и мы вышли на балкон, продолжая говорить. «Знать бы, что всё правильно…» И внезапно, откуда ни возьмись, рядом с нами в воздухе появился белый голубь! Он опустился на перила соседского балкона и стал на нас смотреть.
– Ну, вот и ответ, – засмеялась я, пока что считая это красивым совпадением.
– Он сел не на наш балкон, а к соседям, – отшутился супруг.
И тут произошло невероятное. Голубь, словно услышав, немедленно вспорхнул со своего места и сел по ту сторону перил нашего балкона точно у ног супруга! При этом – глядя точно на человека! Вокруг ездили машины, громко грохотал трактор, но птица не боялась и продолжала сидеть!
Долго стояли мы на балконе, не улетал и голубь. И даже когда мы осторожными шагами вернулись в квартиру – птица продолжала сидеть.
В самое ближайшее время священноначалие одобрило все те шаги, о которых мы волновались. А позже мы прочли, что, оказывается, в последние годы своей жизни святитель Иоанн Шанхайский дружил …с белым голубем! Голубь, на радость прихожанам, любил пролетать над купелью под пение тропарей на освящение воды, сопровождал святителя и часто сидел рядом с ним, когда тот творил молитву.

Другой же случай был таким. Когда мы жили в Доминиканской республике, в нашем жилье завелась ящерка. По-научному такая ящерка называется анолис. Зверюшка жила под диваном, радостно встречала меня, когда я в шесть утра спускалась на кухню, а потом вновь убегала в свое укрытие. Мы пытались сфотографировать ее для друзей – домашнее животное как-никак! – но хитрая скотинка пряталась весьма искусно.
«Словно бы заранее, с любимого праздника Крестовоздвижения,
пытался уберечь нас от отчаяния святой Паисий – показав, что он рядом»
И вот наступил день Воздвижения Честного Креста Господня. Вечер после службы, мы собрались вокруг семейного иконного уголка. Каково же было наше изумление, когда на тумбочку, где находились иконы, крест и Библия, запрыгнул наш анолис!
– Ну, вот и ящерка молиться пришла, – смеялись мы. Вспомнилась известная история, как старец Паисий сказал пришедшему к нему атеисту, что тот «глупее ящерицы», и задал вопрос о существовании Бога пробегавшей мимо ящерке – и ящерка, к изумлению атеиста, встала на задние лапки и покивала головой.

Тот самый момент
Вдруг ящерка подбежала к кресту и села под него. Затем снова встала и побежала вдоль всех икон. Подбегая к каждому образу, она вставала на задние лапки и тянулась к самому лику. Ящерка была так увлечена тем, что делала, что в первый и последний раз дала себя сфотографировать, и свидетельство об этом происшествии – снимок анолиса, сидящего под крестом – навсегда осталось у нас.
– Ведь старец Паисий жил в келии Честного Креста, а сегодня Крестовоздвиженье, – подумалось тогда.
Вскоре мы столкнулись с тяжелыми обстоятельствами: не было никакой возможности оплатить аренду помещения, которое мы снимали под храм. Ситуация казалась неразрешимой. Однако буквально накануне дня выплаты в храм пришла супружеская чета, которая принесла для храма икону преподобного Паисия и мешочек земли с места упокоения старца. Когда же они ушли, в ящичке для пожертвований обнаружилась сумма, необходимая для того, чтобы погасить долги и оплатить текущий месяц. Словно бы заранее, с любимого праздника Крестовоздвижения, пытался уберечь нас от отчаяния святой Паисий – показав, что он рядом, что даже ящерка тянется к Богу и не боится, и что мы не должны поддаваться унынию и оказываться «глупее ящерицы».
«Желая утешить человека, милуя и праведного, и грешного, Господь может вернуть животным память о том, каким был их царь – человек – до грехопадения»
«Бог идеже хощет, побеждается естества чин», – поёт Церковь на святое Благовещение. И ворон приносит пищу пророку Илии, выдры бросаются согреть святого Катберта, молящегося в холодной воде – а уличный бомж со слезами рассказывает, как бродячая собака согревала его в мороз и приносила ему куски хлеба. Желая утешить человека, милуя и праведного, и грешного, Господь может вернуть животным память о том, каким был их царь – человек – до грехопадения. И глядя на «скотов бессмысленных», так подчиняющихся воле Божией, задумываешься о том, насколько же «бессмысленным» оказываешься иной раз ты сам – когда грешишь и уходишь в этих грехах «на страну далече». От любящего Отца, Который всегда рядом и всегда готов тебе помочь.

Юлия Кулакова

Игум. Серапион (Митько)

Серапион (Митько) (род. 1971), игумен, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

В миру Митько Август Евгеньевич, родился 13 сентября 1971 года в городе Туле в семье известного драматурга и сценариста.

В 1988 году окончил в среднюю школу № 36 г. Тулы.

В 1991 — 1993 годах был иподиаконом митрополита Тульского и Белевского Серапиона (Фадеева).

С 1992 по 1994 год преподавал в Тульской православной классической гимназии «Историю государства российского и Русской Церкви».

В 1993 году с отличием окончил исторический факультет Тульского государственного педагогического института им. Л.Н. Толстого, оставшись в нём на кафедре философии: в 1993 — 1998 годах — ассистентом, при этом в 1995 — 1998 годах обучался в аспирантуре по специальности «этика».

24 декабря 1998 года защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по специальности «этика» в Институте философии РАН по теме «Место этики в философии всеединства Л.П. Карсавина».

В 1999 — 2000 годах — старший преподаватель, в 2000 — 2001 — доцент.

В 2001 — 2002 годах — доцент кафедры теологии и зав. отделением теологии факультета психологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В 2002 году — декан факультета искусств и гуманитарных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

С 2002 по 2003 год — секретарь Ярославской епархии.

23 декабря 2002 года пострижен в монашество с наречением имени в честь свт. Серапиона, архиепископа Новгородского епископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным).

24 декабря 2002 года рукоположен в сан иеродиакона. 25 декабря того же года во — иеромонаха.

С 2003 по 2011 год — председатель Миссионерского отдела Ярославской епархии.

С 2003 по 2004 год — настоятель храма Архангела Михаила города Ярославля.

С 2004 по 2006 год — заведующий отделением теологии Института педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

С 2005 по 2011 год — настоятель Петропавловского храма села Петрово Ярославского района.

С 2006 по 2009 год — первый проректор Ярославской духовной семинарии.

С 2007 года — консультант Синодальной рабочей группы по составлению «Концепции межрелигиозных отношений».

28 ноября 2008 года его дом почти полностью сгорел.

19 апреля 2009 года возведен в сан игумена.

С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

С 30 июля 2011 по май 2012 года — настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы города Баку.

С 28 декабря 2011 года по май 2012 года — председатель Отдела религиозного образования и катехизации Бакинской епархии.

С августа 2012 года — клирик Белгородской митрополии, настоятель храма святых Царственных страстотерпцев города Белгорода, проректор по научной работе Белгородской духовной семинарии.

12 марта 2013 года назначен заместителем председателя Синодального миссионерского отдела.

С марта 2014 по ноябрь 2015 года — заведующий магистратурой Белгородской духовной семинарии.

23 октября 2014 года включен в состав комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Кандидат философских наук (Институт философии РАН). Преподаватель магистратуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви.

Научные труды и публикации

  • Место этики в философии всеединства Л.П. Карсавина: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: ИФ РАН, 1998.
  • Проблема веры в религиозной философии Л.Н. Толстого // XIX Международные Толстовские чтения. — Тула, 1998.
  • Место этики в философии всеединства Л.П. Карсавина: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: ИФ РАН, 1998.
  • Информационные технологии в обеспечении преподавания философских дисциплин // Тезисы Конференции профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула, 1999.
  • Л.Н. Толстой и Л.П. Карсавин об этическом раскрытии христианства: Доклад на XXII Толстовских чтениях // XXII Международные Толстовские чтения. -Тула, 2001. — с. 74 — 77.

Энциклопедические статьи:

Награды

Церковные:

  • набедренник (25 декабря 2002)
  • наперсный крест (апрель 2004)
  • медаль «1020-летие Крещения Руси» (2008)
  • медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира» (2015)

Светские:

  • медаль золотая «За миротворческую и благотворительную деятельность» (2008, Российский фонд мира)

Использованные материалы

  • Игумен Серапион (Митько) // Биография на сайт Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх