Физкультура и девушки (часть 1)

«С девушками проводить занятия намного труднее, чем с юношами»,— такое часто можно услышать из уст учителя физической культуры или тренера, особенно если он мужчина.

Да это и немудрено: ведь женский организм имеет свои «секреты», которые, к сожалению, еще не все педагоги учитывают в работе. Одни — по незнанию, другие — по лености ума и душевной черствости. Об особенностях физи­ческого воспитания школьниц поэтому и хочется поговорить более подробно.

Женский организм отличает целый ряд морфо­логических и функциональных признаков. Поло­вые различия отчетливо дают о себе знать уже в детском возрасте. Так, по сравнению с мальчи­ками у девочек ниже уровень развития силы и быстроты двигательной реакции; в то же время у них лучше развиты такие качества, как гибкость, пластичность, чувство ритма.

С началом периода полового созревания различия между девочками и мальчиками стано­вятся все более заметными. В 12 — 16 лет девочки быстро растут и прибавляют в весе, причем по этим показателям они могут опере­жать мальчиков. Особенно быстрое физическое развитие девочек наблюдается в 15 — 16 лет. Затем до периода его завершения (19-21 год) эти показатели изменяются мало. Девушки суще­ственно уступают юношам в росте, весе, развитии мышц.

Объемы легких и сердца у девочек меньше, чем у мальчиков. На 10-15 % меньше у девочек и масса сердца. Эти морфологические особенно­сти в основном обусловливают и функциональные различия. Так, у девочек снижен систолический и минутный объем кровообращения, частота сердечных сокращений в среднем на 10 уд /мин больше, а максимальное артериальное давление на 5-7мм рт. ст. ниже, чем у мальчиков. Различия касаются и максимального потребления кислоро­да: оно у девочек на 25-30 % ниже, чем у мальчи­ков. Таким образом, девочки и девушки имеют относительно более низкие функциональные возможности сердечнососудистой и дыхатель­ной систем, что, естественно, обусловливает и бо­лее низкую их физическую работоспособность.

Помимо этого физиологические особенности эволюции женского организма являются причи­ной легкой ранимости сердечнососудистой системы, в частности в подростковом и даже в более позднем возрасте, что обычно совпадает у девушек с учебой в выпускном классе, поступлением в вуз, устройством на работу. Возросшая же нагрузка на фоне различных изменений в организме может вызвать переутомление, истощение нервной системы. В таких случаях полноценное питание, достаточный сон, правильный режим труда и отдыха, рациональ­ные занятия физическими упражнениями, атмо­сфера спокойствия и доброжелательства, чуткое и тактичное отношение старших, в первую очередь родителей и учителей, — непременные условия предупреждения и устранения неврозов сердечнососудистой системы у девушек.

Все сказанное выше говорит о том, что в физкультурно-спортивных занятиях со школь­ницами необходимо постоянно ориентироваться на особенности женского организма, его физио­логические, психические и другие отличия по сравнению с организмом мужчины. Самой при­родой мужчине и женщине уготованы разные роли. Мужчина обязан быть атлетически разви­тым, сильным, могучим, что должно позволить ему достойно работать во всех самых трудоемких отраслях производства, преодолевая всевозмож­ные сложности, готовиться к ‘защите Родины. Женщине, матери природа предопределила мягкость, доброту, нежность, душевную гиб­кость, любовь к детям. На развитие этих качеств и соответствующих им физических способностей (пластики, изящества, грациозности, высокой степени координации движений, физического совершенства, направленного в первую очередь на деторождение, продолжение рода человече­ского) и должны быть нацелены физкультурно-спортивные занятия в школе, начиная с уроков физической культуры.

К сожалению, пока раздельное обучение девушек и юношей официально предусмотрено лишь в старших классах. В начальных и средних классах только в ряде разделов учебной про­граммы содержится материал, специально пред­назначенный для девочек. Однако исключитель­но важно в любом случае, в каждом классе, на каждом уроке, спортивной тренировке при помощи варьирования нагрузок, использования различных упражнений, изменения их направлен­ности постоянно дифференцировать физическое воздействие на организм девочек и мальчиков. В связи с этим, думается, можно только приветствовать попытки ряда учителей делить классы по половому признаку на занятиях уже в начальной школе (при объединении двух параллельных классов один учитель работает с мальчиками обоих классов, другой — с девоч­ками).

Уже с самого младшего возраста надо стре­миться также воспитывать у школьниц женственность, уважение к себе, умение сохранять свое достоинство. Естественно, наравне с этим и мальчиков с первого же дня их пребывания а школе надо учить быть мужчинами, всегда готовыми прийти на помощь своим более слабым сверстницам.

Предчувствую возражения: конечно, все это правильно, количественные характеристики жен­ского и мужского организма (рост, вес, объемы легких и сердца, мышечная масса и др.) не в пользу первого. И это, бесспорно, надо учитывать.

В частности, данный анализ показывает, что реальные физические возможности женского организма выше тех, которые можно предвидеть, исходя из сравнения отдельных его составляю­щих. КПД женского организм», выражающийся отношением выполняемой работы к ресурсам, которыми он располагает для ее осуществления, оказывается выше. Это хорошо видно на примере Спортивных результатов женщин, уступающих достижениям мужчин намного меньше, чем следовало бы ожидать. К тому же если проанали­зировать кривые рекордов в самых различных видах спорта, то можно увидеть, что рекорды женщин прогрессируют гораздо быстрее, чем мужчин. Выявлены и большие способности «слабого пола» к нагрузкам, требующим пре­дельной выносливости. Выяснилось, к примеру, что к концу марафонского бега женщины не страдают от крайней усталости, обморочного изнеможения, как это нередко происходит с представителями «сильного пола». И дело здесь, как утверждают специалисты, отнюдь не в том, что мужчины значительно больше, чем женщины выкладываются в спортивных соревно­ваниях.

Приводят и такой любопытный факт. Известно, что результаты во многих видах спорта зависят от силы мышц, которая у женщин, как уже отмечалось, меньше, чем у мужчин. Однако если определить силу мышц по отношению к массе тела и его размерам, то окажется, что у женщин эти показатели, как правило, не уступают муж­ским. А под влиянием систематической трени­ровки сила и выносливость мышц у женщин возрастают даже больше, чем у мужчин, причем без заметного увеличения мышечной массы. Указанный факт, который специалисты объясня­ют гормональными различиями (в частности, тем, что ряд половых гормонов, особенно тестосте­рон, вырабатывается в женском организме в 20-25 раз менее интенсивно, чем в мужском), свидетельствует в пользу того мнения, что спортивные занятия |в том числе силовые) не формируют у женщин мужское телосложение. Как тренироваться с девушкой . Это позволяет некоторым специалистам утвер­ждать, что женщины могут оказаться весьма перспективными тяжелоатлетами, причем де­формация фигуры, связанная с силовыми нагруз­ками, им угрожает гораздо меньше, чем мужчи­нам.

В общеобразовательных школах физическим воспитанием охвачены все девочки и девушки, среди которых может не быть ни одной с выдаю­щимися физическими способностями. Поэтому в первую очередь в работе общеобразователь­ных школ нужно ориентироваться на относитель­ную слабость и связанные с ней особенности женского организма, а не на его выявляемую спортивными специалистами силу, «равноправие» с организмом мужчины.

Да и не следует забывать, как мы уже подчеркивали, что ей предстоит стать матерью, от здоровья которой во многом зависит и здоровье ее ребенка. А только что перечисленные нами виды спорта и другие, связанные с подниманием предельного веса, жестким, физическим единоборством, с излиш­ним перевозбуждением, с переохлаждением организма, как раз могут нарушить детородную функцию женщины.

Почему мы на этом заостряем внимание учителя физической культуры! Да потому, что в последнее время, в связи с ростом преступно­сти и насилия, девушки, стремясь обрести средства самозащиты, потянулись ко многим сугубо мужским видам спорта. Девушки требуют организации занятий по этим видам спорта. И учителя физической культуры не могут стоять в стороне от их запросов. Именно они должны натолкнуть своих воспитанниц на правильный выбор вида спорта. Именно им во всем следует проявлять благоразумие, учитывать специфику женского организма и предназначение женщины в обществе.

Замечено, например, что при правильной организации занятий не вредит женскому орга­низму увлечение девушек дзюдо, самбо, барьбой. Такие занятия не отражаются пагубно на женской фигуре, осанке, не вызывают не свойственные девушкам повадки.

Как правило, не вызывает возражений и увле­чение девушек атлетической гимнастикой, если, конечно, эти занятия проводит опытный специа­лист под постоянным наблюдением медицинско­го работника. Музыкальное сопровождение, подобранное соответственно выполняемым упражнениям, повышает эффективность таких занятий.

Безусловно, родителей девушек, да и их самих волнует вопрос, не отразятся ли спортивные занятия, тем более не совсем обычными для женщин видами спорта, на специфических функ­циях женского организма. Думается, что ответ может быть однозначным: при разумном выборе этих видов спорта, при правильной, всесторонне продуманной методике тренировок, исключаю­щей тяжелые травмы, перенапряжение функцио­нальных систем и переутомление организма, вредных последствий для здоровья юных спортс­менок быть не должно. Это подтверждают исследования многих ученых и жизненная прак­тика выдающихся спортсменок, которые испыты­вали основательные физические нагрузки уже со школьного возраста.

Когда мы бегали на физкультуре, я увидела как у моего одноклассника «встал». Он очень сильно смущался т. к. понял, что я это заметила. Я сначала улыбнулась и ни как не отреагировала. После разминки он попросился выйти у учителя. И ушел из зала. Потом вернулся.. . Но вот что меня удивило, когда я увидела какой у него здоровый «предмет», я возбудилась мгновенно. Я не могу уснуть уже 2-ую ночь. Просто как то раз я включила видео +18 и сравнила что у него в 14 лет, такой же здоровый как у 25-28 летнего негра. Кстати его рост 14 лет, по моему 187 см. Наследующий день я оделась на урок физкультуры очень откровенно. Ради того чтобы снова увидеть его «аппарат». Сначала он посмотрел на меня, но эффекта не было. Хотя по его реакции можно было подумать, что он стал «сдерживаться». На уроке он старался как можно меньше обращать на меня внимание, но на урок русского я села к нему и сказал как бы вскользь «Кать, давай без этого». После этого я случайно как бы коснулась области его «солдата». И тут его учительница вызвала к доске. Учительнице нашей лет 28 наверно, но не больше 30. Она тоже заметила что у него встал и посадила его. Сказав что у него и так много оценок и вызвала другого. После этого она с ним беседовала после уроков минут 40. Почти урок. Потом он вышел и посмотрел на меня в раздевалки с таким гневом как будто он меня бы прям сейчас зарезал. Мне очень стыдно перед ним и я хотела бы извиниться. Как это сделать ведь? Ведь он меня видеть не хочет Хотя парень шатен и симпатичный.

  • екатерина
  • одноклассник
  • урок
  • физкультура

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх