Печальные последствия игнорирования детского плача

/О детях/Новорожденный. Ребенок до года

Мнение британских ученых

  • Немного об истории вопроса
  • Что выясняли британские ученые
  • Частота и длительность одинокого плача и развитие ребенка

Вопрос, по своей глубине и противоречивости вполне сопоставимый с гамлетовским «быть или не быть»: давать ли младенцу плакать или не позволять ни в коем случае? Кидаться ли к нему по первому зову или дать время побыть наедине с негативными эмоциями?

Мамам и папам пришли на помощь британские ученые (что бы мы без них делали?) Научный коллектив британского Уорикского университета (The University of Warwick) изучил 178 детей младшего дошкольного возраста, подробно выяснив, как именно родители обращались с ними в младенчестве. И вот к каким выводам они пришли…

Немного об истории вопроса

Первым официально позволил детям плакать (и даже настаивал на этом) американский педиатр Бенджамин Спок. Он исходил из современных ему традиций, когда у ребенка была своя детская комната чуть ли не с рождения, а спать с родителями в одной кровати, напротив, было не принято. Словом, не надо представлять бедного доктора Спока садистом, для своего времени он был невероятно разумен и прогрессивен, не хуже, чем сейчас доктор Комаровский.

Однако поколение детей, которых приучали засыпать в кроватке, выросло и с отвращением отвергло эту традицию. В поисках идеала они обратились к истокам, то есть к племенам Африки и Южной Америки, до сих пор живущих в условиях, приближенных к первобытным. Эти племена (как и доктор Спок) исходили из имеющихся возможностей: оставленный ребенок мог стать жертвой хищника или ядовитого насекомого. Наиболее простой способ ухода – привязать младенца к себе понадежнее. Возможно, выросшие дети африканок предпочли бы укладывать своих малышей в кроватки и даже нашли бы для этого вполне разумное обоснование (например, что таким образом не подавляется воля ребенка), но отсутствие кроваток снимает этотвопрос.

Разумеется, современные мамы (в отличие от мам времен доктора Спока) вполне способны обеспечить домашний уют, не отходя от ребенка надолго: уберется робот-пылесос, постирает машинка-автомат, а обед сварит мультиварка. С другой стороны, мы стали требовательнее и взыскательнее: мы хотим интимной жизни не в 30 сантиметрах от младенца, хотим почитать вечером книжку (или даже посмотреть сериал) без ребенка на руках, наконец, хотим уделять время своей работе или хобби…

” В сумме мы хотим невозможного – чтобы ребенок мирно спал в своей кроватке положенные часы, но при этом чувствовал себя также комфортно и уютно, как на руках у мамы. Не спускаем ребенка с рук – чувствуем, что жертвуем своим комфортом, спускаем – жертвуем его комфортом, а то и (есть и такое мнение!) психическим здоровьем, подрывая его «базовое доверие к миру».

Где находится безопасный уходовый коридор, в котором можно спокойно делать шаг вправо – шаг влево, без риска навредить малышу?

Что происходит с ребенком, когда он плачет

Сегодня все еще существует такое странное понятие, что ребенку надо позволить кричать, оставив его одного в своей кроватке. Зачастую это происходит из-за элементарного непонимания или незнания того, как происходит развитие ребенка.

В первый год жизни младенца идет очень активное развитие головного мозга и формирование связей между нервными клетками (кстати, рост головы на первом году может косвенным признаком будущего интеллекта). Младенец физически был отделен от матери, когда их организмы составляли единое целое, и единственная для него возможность дать понять о своих надобностях – это беспокойство, и при необходимости – плач.

Если ребенок сильно беспокоится и кричит, у него высвобождается гормон кортизол, избыточное количество которого является токсичным для нейронов головного мозга — и кто может сказать, какие связи не сформировались, какие нейроны были уничтожены, какие дефициты могут проявиться спустя годы после регулярного младенческого стресса?

В качестве примера негативного влияния от отсутствия отзывчивого и заботливого воспитания – плохо функционирующий блуждающий нерв, который связан и отвечает за многие процессы в пищеварительной системе: язвенная болезнь, синдром раздраженной толстой кишки и другие.

Ранний младенческий стресс является токсичным для пожизненного здоровья.

Оставленный без внимания младенческий плач и доверие к себе и окружающим

Первый год жизни – это устанавливающий период для возникновения чувства доверия к жизни, к родителям, к самому себе. Когда уход за ребенком чуткий и внимательный, доведение его до стресса не допускается, он узнает, что мир является заслуживающим доверия местом, и что он сам – это явный позитив в этом мире. В противном случае – когда его потребности не принимаются во внимание, у него возникает чувство недоверия, подрывается его уверенность в себе. В будущем может понадобиться целая жизнь для работы над собой, чтобы преодолеть возникшие негативные последствия после такого ухода во младенчестве.

Что происходит со взрослым, который привыкает не реагировать на плачущего ребенка

Только представьте себе этого взрослого, который старается игнорировать сначала плач младенца, затем чувства и эмоции ребенка постарше, и в конце концов – перед нами окажется бездушная бесчувственная персона с каменным сердцем.

Почему возникло такое отношение к детскому плачу

Скорее всего, в результате всех катаклизмов 20 века оказалась прерванной связь поколений, были потеряны огромный опыт наших бабушек, которые имели знания о том, как следует воспитывать счастливых детей.опубликовано econet.ru.

Наталья Прахова

Что выясняли британские ученые

Итак, британские ученые, собрали почти 180 семей, в которых росли малыши от года до трех лет. Родителей подробно опросили о плаче их детей. Как часто плачет ребенок? Как родители действовали, услышав плач, в разные периоды жизни ребенка от рождения до полутора лет?

” Разумеется, ученые не ограничились только вопросами (наверное, посмотрели сериал «Доктор Хаус» и твердо усвоили основной постулат доктора – «Все лгут»). Поэтому они пригласили семьи к себе и оценили поведение детей и их привязанность к родителям. Уже интересно, что они узнали? Поехали!

Никто не любит доктора Спока

Первый бросающийся в глаза вывод, который смогли бы после опросов сделать и мы, не будучи британскими учеными: никто больше не воспитывает детей по доктору Споку. То есть найти статистически значимое число семей, где ребенка укладывают в кроватку и дают «проплакаться» в современной Британии просто невозможно. Да и в России, мы думаем, тоже. Но…

Никому не удается стать «африканской мамой»

С другой стороны, практически не удалось обнаружить мам, которые ни разу за полтора года не упустили момент, когда малыш звал их плачем. Рано или поздно все на что-то отвлекались или попросту крепко засыпали, так что проплакаться удалось всем малышам из Уорика и Ковентри, участвовавшим в исследованиях. Причем во всех семьях прослеживалась одна и та же тенденция: чем старше становился малыш, тем дольше ему позволяли плакать, чтобы он мог успокоиться самостоятельно.

Частота и длительность одинокого плача и развитие ребенка

Однако ученым все-таки удалось дифференцировать вполне благополучные и любящие семьи и определить, где к нуждам ребенка относились более трепетно, а где детский плач был привычным делом.

” И… они не обнаружили никакой разницы в поведении детей! Более того, психологи предварительно обследовали группу мам с полугодовалыми детьми, и выяснили что малыши, которых оставляли «проплакаться» время от времени, были привязаны к родителям так же, как и их товарищи, которых баловали сильнее. В возрасте полутора лет эти же группы детей не различались в частоте плача, но «оставляемые» дети прекращали плакать раньше, чем те, к которым в младенчестве взрослые прибегали сразу.

Специалисты прокомментировали наблюдения следующим образом: по-видимому, все родители интуитивно приспосабливаются к детям. Постепенно они увеличивают «время отклика», позволяя детям развить навыки саморегуляции (если повод для беспокойства пустяковый – ребенок перестает плакать сам, если серьезный – продолжает добиваться внимания взрослых). Однако то, насколько чутко родители приспосабливаются к их потребностям, никак не влияет на развитие детей в целом.

Нужно отметить, что подобные исследования проводились в Уорикском университете и ранее, когда господствующие концепции воспитания были иными, и их результаты только подтверждают правоту нынешнего эксперимента. Да, современные родители больше знают о теории привязанности и гораздо больше озабочены здоровым психологическим климатом в семье, но добиваются примерно тех же результатов, что и папы и мамы предыдущих поколений.

Однако, учитывая болезненность вопроса для многих мам, авторы исследования подчеркивают, что ни в коем случае не призывают родителей следовать той или иной стратегии реагирования на детский плач, и не утверждают, что одна из них предпочтительнее другой. Единственное, что они советуют – прислушиваться к своей родительской интуиции и доверять ей больше, чем мнению ученых. Даже британских.

11.05.2020 Подготовила Ирина Ильина

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх