Что делать, если ребенок рисует на стенах?

Маленькие дети по-своему понимают красоту и любят фантазировать. Многие из «живописцев» в дальнейшем проявляют вполне хорошие способности к рисованию. Ни в коем случае не наказывайте ребенка, ведь это вы не уследили, оставив на видном месте краски или фломастеры. Постарайтесь понять, почему малыш именно так себя ведет и что он хочет показать вам своим поведением.

Причины детского «настенного творчества»

Чаще всего, это происходит от того, что дети, которые начинают познавать мир, плохо понимают его границы. К ним впервые попал в руки карандаш или фломастер, а ребенок, изучая его, начинает рисовать линии или подобие кружочков – каракули, при этом ему тесно в рамках альбомного листа, который ему дают родители. Для ребенка очень важно оставить след, который свидетельствует, что он, малыш, не просто пришел в этот мир, но уже заявил о себе.

Во время изучения предмета и его свойств, ребенок начинает фантазировать, а карандаш или фломастер – первая в жизни возможность реализации фантазий, своеобразная «проба» творческих сил. Ребенок живет в своей «системе координат» и для него наши привычные ценности безразличны. Ему нельзя объяснить, что, например, паспорт – важная вещь, которую трудно восстановить, а деньги тяжело заработать. Для них это просто красивые новые бумажки, на которых тоже нужно оставить следы. Ребенок не виноват, что мама или папа вовремя не убрали их в недоступное место.

Каждая поверхность, на которой ребенок рисует, расширяет его кругозор и заставляет испытывать новые ощущения.

Любой рисунок – яркий элемент детских фантазий, которые помогают развитию творческого начала. Обычное любопытство и желание попробовать перерастают в любовь к познанию, что сильно повлияет на обучение.

Что делать, если на стене появились «художества»

  • Поговорите с ним и спросите, почему он рисует на стенах.

Ребенок не ответит, но это заставит задуматься и поможет быстрее понять, почему этого делать нельзя. Спокойно объясните ребенку, почему вам это не нравится.

  • Установите мольберт в комнате или прикрепите к стенам полосы старых обоев, ватман.

В детской комнате дорогой ремонт бесполезен. Лучше покрасьте стены краской, с которой легко смываются следы творческой фантазии или купите специальные обои под покраску. Для детской можно подобрать современные обои, на которых можно раскрашивать рисунки всей семьей. Так вы покажете малышу, насколько цените его таланты и вместе украсите комнату. Если детское творчество кажется вам неуместным, можно купить фотообои и заклеить «неудачные» эксперименты юного художника.

Если малыш начал рисовать на стенах, не ругайте его. Объясните, почему это плохо и помогите правильно организовать художественный уголок, где он сможет в любое время реализовать свои фантазии, изучать новые предметы, а еще научится держать карандаш и кисточки. Обеспечьте ему беспрепятственный доступ к уголку и разместите там мольберт, прикрепите бумагу, обои разной плотности и фактуры, положите карандаши, кисточки, краски и шариковые ручки.

ПОЧЕМУ ДЕТИ РИСУЮТ НА СТЕНАХ?

Практически все дети в какой-то период своей жизни рисуют на стенах. Кто-то больше, кто-то меньше. И, конечно, всегда интересно разобраться в причинах этого массового варварства малышей. Как обычно, понять ПОЧЕМУ это происходит, нам может помочь психологическая теория. Здесь нам придется немного углубиться в историю психологии.

Известный психолог Стенли Холл изучал особенности психического развития детей. Он обратился к закону рекапитуляции, сформулированному Э. Геккелем. Э. Геккель считал, что зародыш во время внутриутробного развития проходит все те стадии, которые прошел его род за весь период существования. С. Холл перенес этот закон на развитие человека. Он доказал, что индивидуальное развитие человека в течение жизни – это повторение всех стадий развития психики человека. Таким образом, можно выделить различные стадии развития ребенка и соотнести их с фазами развития человечества. Период младенчества (от рождения до 1 года) – это фаза животного развития. Раннее детство и период дошкольного детства (от 1 года до 7 лет) – первобытный период. Возраст от 8 до 12 лет (предподростковый период) – начало цивилизации. Подростковый период и юность соответствуют эпохе романтизма.

Вернемся же к нашей теме, а именно, рисованию на стенах. В каком возрасте дети это делают? Любой взрослый ответит, что обычно в возрасте от двух до пяти, максимум шести, лет. Потом этот «порок» сам неожиданно проходит. Исходя из вышеприведенной периодизации С. Холла, мы видим, что рисование на стенах соответствует первобытному периоду. Мы знаем, что первобытный период – это дописьменный период развития человечества. И что же делали первобытные люди? Они рисовали! Наскальные рисунки – материальное тому свидетельство.

Холл считал, что динамика развития детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Действительно, творчество маленького ребенка очень похоже на творчество первобытного человека. Зачем нужна была первобытному человеку наскальная живопись? Во-первых, возможность передать кому-то информацию. Так и ребенок своими рисунками «рассказывает» нам о своих переживаниях, о своем опыте. Во-вторых, первобытный человек хотел оставить след в истории (пещера Ласко во Франции тому подтверждение). Так и ребенок, совершенно неосознанно получает наслаждение от того, что «оставляет след». К сожалению, этот след в истории не всегда нравится родителям. В-третьих, наскальная живопись – это проявления воображения первобытных художников, возможность самовыражения.

Доисторический период – важный период в развитии человечества. И детство – важный период в становлении человека. Наскальная живопись и рисунки человека – необходимый этап развития. Не удивительно, что уже к окончанию дошкольного возраста дети не рисуют на стенах. Они входят в период цивилизации, а там принято рисовать на бумаге или холсте…

Пожалуй, стоит дать возможность ребенку прожить этот важный период. Организуйте уголок для «наскальной живописи» у себя дома. Можно оклеить детскую комнату или прихожую дешевыми однотонными обоями, в крайнем случае, повесить большую доску, на которой можно рисовать фломастерами. Но обратите внимание, что одна из потребностей – это оставить след в истории. Увы, на пластиковой доске этого не получится…

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх