Сказка с устаревшими словами

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №10

II Региональная научно-практическая конференция 5-11 классов

«Лингвистическое пространство современных школьников»

Тема работы:

Устаревшие слова в русских народных сказках и былинах

(на примере сказки «Гуси-Лебеди», «Зайкина избушка», былины «Три

поездки Ильи Муромца»)

Автор работы: Цветкова Мария Алексеевна,

Унтура Аурелия Марчеловна,

4А класс МАОУ Домодеовская СОШ №10

Научный руководитель: Вовкодав Людмила Николаевна

учитель начальных классов

октябрь 2018г.

Стр.

Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть

1.1.Теоретическая часть……………………………………………………..5

1.2.Роль устаревших слов в художественных произведениях……………7

2. Практическая часть

2.1. Русская народная сказка «Зайкина избушка»………………………..9

2.2. Сказка «Гуси-Лебеди»…………………………………………………11

2.3 Былина……………………………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………17

Приложение……………………………………………………………………18

Введение

Когда

современные

ученики

знакомятся

с

произведениями

устного

народного

творчества,

историческими

рассказами,

произведениями

классиков, например А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова, то в

текстах находят много устаревших слов. Возникают вопросы, связанные с

непониманием, как текста, так и отдельных слов.

Актуальность нашей

работы

связана

с

тем,

чтобы

помочь

детям

и

взрослым

в

правильном

понимании

произведений,

а

также

пристальном

внимании

к

таким

произведениям.

Конечно,

наше

обращение

к

произведениям

устного

народного творчества не ново. Однако, новизну данной работы мы видим в

том, что в первые мы обратились именно к этим сказкам и этой былине.

Таким

образом, объектом

исследования

стали

русские

народные

сказки

«Зайкина

избушка»

и

«Теремок»,

а

также

былина

«Три

поездки

Ильи

Муромца». Предметом исследования стали устаревшие слова в сказках и

былинах.

Естественно, что любое изучение какой-то проблемы связано с методами

исследования. Методы

исследования

нашей

проблемы:

1)

опрос

и

анкетирование в 4А классе, 2) работа с текстами по выявлению устаревших

слов: историзмов и архаизмов, 3) сравнительный анализ различных сказок с

одинаковым

сюжетом,

4)

работа

с

лингвистическими

словарями

по

толкованию

значений

данных

слов,

5)

работа

с

более

поздними

литературными

произведениями

с

целью

выявления

использования

устаревших слов в литературе.

Таким образом, наша группа решила найти ответы на интересующие нас

вопросы, побольше узнать об устаревших словах. Этим и объясняется выбор

данной темы. Целью исследования считается изучение устаревших слов как

отдельной составляющей нашего родного русского языка. Задача наша –

изучить устаревшие слова, их использование в русских народных сказках и

былинах.

Гипотеза. Люди перестают употреблять те или иные слова, потому что

эти слова в современном русском языке не имеют синонимов.

Основная часть

Теоретическая часть

В «Толковом словаре» и «Словаре устаревших слов» мы находим все

значения устаревших слов. Кроме того существуют замечательные издания

под редакцией Д.Э. Розенталя, И.Б. Голуб, Н.Н. Кохтева. Открыв страницы

этих

изданий,

мы

узнаем

значение

устаревших

слов.

По

определению,

найденному в учебнике 10-го класса под реакцией Н.Г. Гольцовой, И.В.

Шамшина и других читаем определения архаизмов и историзмов: «архаизмы

– это слова, вышедшие из употребления и замененные новыми, историзмы –

это

слова,

называющие

вышедшие

из

обихода

явления,

предметы

или

понятия». Для чего же они употребляются? В художественной литературе для

создания той исторической эпохи, в которой действуют герои, а архаизмы

создают торжественность речи. Иногда носят иронический характер.

Устаревшие слова имеют строго ограниченную сферу употребления вне

контекста

они

не

употребляются,

иначе

это

приводит

к

статистической

ошибке.

Лексический состав русского языка постоянно изменяется, беспрерывно

обогащается, обновляется. Одни слова живут на протяжение веков, другие —

отмирают, не успев появиться, а иногда приобретают другие значения.

Словарный состав языка условно делят на активный и пассивный.

Устаревшие слова — слова пассивного запаса языка, вышедшие из

употребления.

Устаревшие слова

историзмы архаизмы

(вышли из употребления) (заменены современными

словами)

Князь Очи

Лапти Брехать

Кафтан Ланита

Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с

исчезновением предметов или явлений объективной действительности,

например: боярин, стольник, алтын.

Архаизмы – устаревшие наименования существующих реалий; устаревшие

слова, замененные в современном языке синонимами, например: ловитва –

«охота», лоно – «грудь», выя – «шея».

Виды архаизмов

Фонетические

Словообразовательные

Лексические

Семантические

устаревшие

слова,

отличающиеся

от современных

синонимов

особенностями

звучания,

например:

младой-

молодой; брег-

берег;

гошпиталь-

госпиталь.

архаизмы, в которых

употребляется

устаревший суффикс,

не применимый к

современной лексике,

например: музеум-

музей; вотще- вообще.

устаревшие

слова,

полностью

вышедшие из

обихода, на

смену которым

пришли

современные

синонимы,

например: око —

глаз; уста — рот;

ланиты — щёки.

архаизмы,

которые на

первый взгляд

кажутся

ясными, но

имеют

совершенно

иное по

сравнению с

современным

значение:

человек – слуга.

1.2. Роль устаревших слов в художественных произведениях

Историзмы используются в художественной литературе для изображения

реальной действительности прошлых столетий.

Авторы художественных

произведений

с

помощью

историзмов

описывают

картины

прошлого,

изображают жизнь и быт людей.

Функции

архаизмов

в

художественной

литературе

многообразны.

Прежде

всего,

они,

наряду

с

историзмами,

используются

для

создания

исторического колорита эпохи в авторской речи в роли средства стилизации.

Также

архаизмы

используются

для

речевой

характеристики

персонажей,

например, при передаче речи лиц духовного звания. Архаизмы могут придать

речи оттенок торжественности, патетичности. Они широко используются в

поэтических

произведениях.

Чаще

всего

для

этой

цели

привлекаются

а р х а и зм ы

с т а р о с л а в я н с ко го

п р о и с хож д е н и я

( и с т о р и ч е с к и е

церковнославянизмы). Такую функцию выполняют только те славянизмы,

которые в современном языке не встречаются, однако их русский вариант

общеупотребителен. Например, голос—глас, молодой—младой.

В

художественных

произведениях

архаизмы

используются

и

как

средство

создания

иронии,

сатиры,

пародии.

Обычно

подобный

эффект

достигается использованием архаизмов на фоне бытовой или сниженной

лексики.

Проведенный

опрос

«Ваше

отношение

к

произведениям

устного

народного

творчества»

в

классе 19.09.2018

года

показал,

что

из

учащихся:

Интересуются произведениями УНТ – 10

Не интересуются — 23

Причиной оказалось, что дети не понимают значений устаревших слов.

Анкетирование 26.09.2018 года.

Вопросы анкеты.

Какие произведения устного народного творчества больше всего тебе

нравятся?

А. Сказки

Б. Былины

Что оказалось непонятным из произведений УНТ?

А. Слова произведений

Б. Сюжет

3. Хотели бы Вы глубже познакомится с произведениями УНТ?

А. Да

Б. Нет

Результаты анкетирования

Вопрос №1

Сказки – 23, Былины – 10

Вопрос №2

Слова произведений – 30, Сюжет – 3

Вопрос №3

Да – 32, Нет – 1

2. Практическая часть

2.1. Русская народная сказка «Зайкина избушка»

Первое письменное упоминание о «Зайкиной избушке» датировано 1873

годом.

Именно

тогда

сказка

«Зайкина

избушка»

была

опубликована

в

сборнике Александра Николаевича Афанасьева «Народные русские сказки».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича

Даля можно узнать о происхождении и значении слова «избушка». Слово

«избушка»

в

старину

означало

«небольшой

домик

для

проживания

или

красивый,

ухоженный

дом»;

существовало

слово

«избушка»,

в

значении

«компактное, небольшое строение для проживания «.

В «Школьном этимологическом словаре» Н.М. Шанского написано так

же, что избушка — это уменьшительное — ласкательная форма слова изба —

«деревянная постройка для проживания»

Таким образом, избушка – деревянный домик. Чтобы построить его,

нужно умение, так как такие избушки строились из луба «Луб – материал, на

свежем спиле пня заметны три разных по цвету слоя, прослойка между корой

и древесиной называют лубом». Это мягкий материал светло-коричневого

цвета. У В.И. Даля в словаре мы находим значение этого слова «подкорье,

исподняя

кора».

В

современной

жизни

применяют

луб,

в

прикладном

искусстве

делая

из-под

корья

луба

туеса,

лукошки,

хлебницы,

люльки-

колыбели. Из лыка луба плели лапти, делали мочалки, веревки, рогожки.

«Сказка – ложь, да в ней намек…» Кору с деревьев Заяц обдирает.

Существует считалка: «Зайка лыко драл, под колоду клал».

историзмы

архаизмы

Короб – «изделие из луба, берёсты,

щепки

и

т.п.,

служащее

д л я

упаковки, хранения, переноски чего-

либо»

Ставни расписные – в современном

звучании это жалюзи, в 18-м веке

ставни были украшены, расписные,

они

позволяли,

укрывается

от

солнца и ветра

Сказка носит философский смысл. Она помогает родителям донести до

детей

основные

жизненные

ценности:

не

разрушать,

а

строить;

умение

уступать другим, В.Я Пропп, известный исследователь сказок считал, что

сказка несет мифологический смысл. Она много глубже, чем сюжет

Сказка «Гуси-Лебеди»

Сказка имеет две версии, два сюжета. По одной из них муж и жена

уехали

на

ярмарку,

а

маленького

сына

оставили

с

дочерью.

Девочка

заигралась и забыла про брата, он остался один, и его унесли гуси-лебеди.

Когда она вернулась, брата не оказалось. Девочка пустилась в погоню и

нашла его у Бабы-Яги. Этот сюжет отображает обряд инициации (обряд

обозначает переход на новую ступень развития, когда подросток становится

взрослым). Образ гусе-лебедей восходит к птицам-психофорам, эти птицы

переносят души в загробный мир. У А.Н. Афанасьева, собирателя русских

народных сказок, сестра не нашла брата. Ей помог ежик. Вторым вариантом

этой сказки являются сказки «Ивашко и ведьма», «Лутоня», «Терешечка».

Этот сюжет мы находим в сказках южноамериканских индейцев. Но нас

интересуют

устаревшие

слова

в

данном

произведении.

Встречается

устаревшее

слово

«яблонь»,

которое

мы

отнесем

к

морфологическим

архаизмам.

В

современном

русском

языке

употребляется

не

усеченная

форма, а полное «яблоня». Кроме того мы встречаем выражение «кабы-кабы»

в современном значении «если бы», которые употребляются в условных

предложениях в начале его.

архаизмы

синонимы

Пуще

Чаще

Кликала

Кричала, звала

Жилиной

Нету

Заслонил

Закрыла

Устьецо (у печки)

Отверстие между клетками листа

Все значения устаревших сов мы находим в «Словаре русского языка» в

4-х томах, издательство РАН института лингвистических исследований под

редакцией

А.П.

Евгеньевой,

страница

Приведённые

выше

архаизмы

встречаются в произведениях А.С. Пушкина (Сказка о Царе Солтане), у Л.Н.

Толстого

(роман

«Воскресение»),

рассказе

Л.Н.

Толстого

«Дед

Архип

и

Ленька»

2.3 Былина

Былины – произведения устной народной поэзии. В них повествуется о

богатырях и народных героях. Действие былин происходит в культурных

центрах Древней Руси: в Киеве, Великом Новгороде, Чернигове, Муроме,

Ростове, Галиче. Былины сохранили в себе множество достоверных черт

древнерусского быта и жизни, поэтому в былинах много устаревших слов.

Былина

«Три

поездки

Ильи

Муромца»

прославляет

ратный

труд

русского богатыря. Главной мыслью былины является мысль о том, что не

нужно богатырю богатство, не нужна жена, ведь его семья – русский народ,

его

дело

врагов

бить,

да

Русь

защищать.

Былина

учит

не

бояться

трудностей, выбирать путь потруднее, но славный, делать свое дело. Илья в

былине

«Три

поездки…»

пожилой,

опытный

богатырь,

который

видит

непорядок и его исправляет. И символичным кажется «Алатырь – камень».

Везде Илья побывал, но пророчество не сбылось: судьба богатыря особая –

Родину защищать. Поэтому на ум приходит пословицы к былине

Славна богатырями русская земля

Богатырская рука однажды бьет

И один в поле воин

В былине «Три поездки Ильи Муромца» употребляются и историзмы, и

архаизмы. Историзмы в былине служат названиями реалий, существовавших

в

Древней

Руси.

А

словообразовательные

архаизмы

придают

былине

напевность.

В

этом

проявляется

особенность

былин,

так

как

былины

в

древности не просто читались, их исполняли, пели сказители. Пение былин

сопровождалось игрой на гуслях.

Устаревшие имена собственные в былине:

Имя Илья филологически связано с литературной формой – святого Ильи-

Пророка.

Муромец – связано с местом рождения в г. Муром.

Историзмы

Тематические группы

примеры

Название одежды

Кафтан –русская старинная мужская

долгополая одежда.

Название денежной

Грош – старинная монета, оцениваемая в

единицы

2 копейки.

Названия предметов быта,

связанные с крестьянским

трудом

Омешики – сошник у плуга, подрезывает

и вздымает пласт.

Присошечек – лопатка для отворота

земли.

О′бжи – оглобли сохи.

Сошка– соха. Соха–

сельскохозяйственное орудие для

вспашки земли.

Гужики – кожаные петли в хомуте,

которые с помощью дуги прикрепляют

оглобли к упряжи.

Рогачик– рукоятка сохи.

Названия реалий Древней

Руси:

Дружинушка – войско князя.

Получка – дань. Дань – подать с

населения или налог, взимаемый

победителем с побеждённых.

Название единицы

измерения расстояния

Верста – современное 1066,8 метра

архаизмы

фонетические

Лексические

Словообразовательные

Оболока – облака

Хоробрая – храбрая

Ора′тай – пахарь

О′рет– пашет

Сляга– жердь, тонкое

бревно

Булатные (омешики) –

стальные

Соловая — вид лошади

(со светлым хвостом и

гривой)

Скачен жемчуг –

Похоте′лося –

захотелось

Растеть-матереть –

расти

Чистыим полям – по

чистым полям

Синии моря – синие

моря

Тёмныи леса – тёмные

леса

отборный жемчуг,

круглый, ровный

Нарекать – называть

( Шилом) пяты –

каблуки тонкие, как

шило ( сущ. пята и

пятка –родственные)

Доехати – доехать

Повывернути –

вывернуть

Повытряхнути –

вытряхнуть

До пабедья – до

полудня, до обеда

Могучиих – могучих

Крестьяновати – быть

крестьянином,

заниматься

земледелием

Конь оставается – конь

отстаёт

Похваливати – хвалить

Заключение

Таким

образом,

мы

пришли

к

выводу,

что

язык

явление

изменяющееся.

Словарный

состав

языка

постоянно

обновляется

новыми

словами, а слова, вышедшие из активного словарного запаса (устаревшие

слова) выходят из употребления. Об этом явлении удивительно точно сказал

Н.В.Гоголь: «В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы

звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и

может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.»

Это высказывание Гоголя можно подтвердить множеством примеров.

Меняется

эпоха

меняется

и

лексика,

то

есть

словарный

состав

языка.

Например,

слова

редут,

кольчуга,

пищаль

исчезли

вместе

с

этими

предметами, которые заменились совсем другими: вместо редута -дзоты,

вместо

пищали

-наганы,

пистолеты,

автоматы,

вместо

кольчуги

бронежилеты и т .д. Слова нэп, махновец, городовой тоже ушли из лексики

по той же причине: не стало таких понятий. Язык нашёл названия для новых

явлений и понятий. Куда делись десницы, ланиты, упования? Они тоже ушли

вместе с той славянской эпохой, ввиду наступления европейской культуры и

общей европеизации страны.

Однако устаревшие слова встречаются в устном народном творчестве, в

произведениях

известных

русских

писателей,

в

исторических

рассказах.

Поэтому мы должны знать значения устаревших слов, чтобы понимать смысл

прочитанных произведений, ярче представлять жизнь и быт Древней Руси.

Более

того,

устаревшие

слова

это

часть

нашего

языка,

нашей

культуры, они связующая нить с историей нашей страны, историей нашего

народа.

Список литературы

Литература.

Учебник-хрестоматия

для

класса.

Часть

Автор-

составитель— В.Я.Коровина. М. «Просвещение» 2016

Русский

язык.

класс.

Учебник

общеобразовательных

учреждений.

Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва. Просвещение. 2010.

3. Сказки для чтения малышам. М., Издательство АСТ. 2017.

4. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. М.

Русский язык.– Медиа. 2007.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: ООО

«ИТИ технологии», 2005

Словарь устаревших слов. По произведениям школьной программы.

Составитель: Ткаченко Н.Г. и др.

7. Шанский Н.М.

Школьный этимологический словарь русского языка.

Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.- 7-е изд., стереотип.- М.:

Дрофа, 2004

8. Д.Э.Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.

Журнал «Kinder-bazaar», 2002 г.

Ваш малыш родился. Пройдено самое трудное — беременность, роды, младенчество. Кажется, Вы три тысячи раз простерилизовали бутылочки, сменили две тысячи подгузников и сотни раз встали среди ночи! Сначала Ваш малыш напоминал крошечный кричащий сверток, затем — сверток большой и поющий. Затем — это уже очаровательный хохочущий пупс. И прорезывание первых зубов — позади!

Карапуз пополз, затем пошел: все идет в ход, все оказывается у него во рту. И всякий раз он уже в метре от половика! Или — его голова как раз вровень с обеденным столом. Но вот позади и это.

С каждым днем Вам все интереснее с ним. Он удивляет Вас. Кажется, для Вас стало сюрпризом, что он развивается так стремительно. Однажды Вы делаете одно из самых замечательных открытий: он понимает! Понимает речь!

И Вам становится ясно, что пора покупать детские книжки.

***

Итак, Вы впервые отправляетесь за детскими книжками для своего малыша. И первое, что бросается Вам в глаза — огромный выбор детской литературы, особенно — в крупных магазинах. Книжки прекрасно изданы, но их так много! Как купить самое подходящее, и не ошибиться в выборе? Как доставить малышу радость и сделать развлечение развивающим? Как не испортить его вкус? Вот несколько советов молодым мамам.

Понимаете, мне тридцать три года, я режиссер. ­Режиссер, понимаете! И я хочу ставить «Дом ­Бернарды Альбы»! А вы хотите играть Гамлета, а не капусточку. Но именно сегодня у нас есть шанс.

Нам достался «Теремок». Но мы еще посмот­рим, кто кому достался.

Это будет бомба, жанр – детский гротеск. Зал рванет. В зале, кстати, будет депутатский сынуля. Дебил и преемник. Придет с папашей, сядут в первом ряду, телефоны не выключат. Вот мы им и покажем. Крупно, политически.

Так, что у нас там вначале?.. Ага, едет мужик с горшками и теряет один горшок. Что такое горшок? Явно самострой. Что там дальше в пьесе? Появляется Муха-горюха. Муха-горюха, появляйся! Нету Горюхи? А где она, муха-бляха? Тащите ее из буфета!.. Ну наконец вас дождались. У нас тут, между прочим, генеральный прогон. Какие у вас слова? «Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?» Так, говорите это как тридцатилетняя незамужняя женщина из Воронежа. Которой вы, кстати, и являетесь. Потому что вы Горюха – вот почему.

Стоп! Это кто тут еще? Я знаю, что вы Мышка-погрызуха. Но кто вы в этом мире? Кто Мышка сегодня? Чего она хочет, к чему стремится? Я знаю, что залезть в теремок. Но что для нее теремок? Я скажу вам так: Погрызуха хорошо поднялась в девяностые, а потом все просрала. Простите… У вас был свой небольшой бизнес – такой же горшок-теремок. Сначала шиномонтаж, потом автомойка, потом кафетерий «Колорит». Но Мышка все потеряла, она ни во что не верит. Я не об атеизме. В Бога-то Мышка верит, а в земную справедливость – нет. Поэтому, когда вы войдете в теремок, огляните всех его обитателей, мол, малый бизнес, малый бизнес… Как горьковский Лука – мудро таращьтесь.

Я знаю, что вы Мышка-погрызуха. Но кто вы в этом мире? Кто Мышка сегодня? Чего она хочет, к чему стремится?

Теперь Лягушка-квакушка, пожалуйста. Задавайте свой вопрос. Задавайте его снова и снова. Повторяйте вопрос, а вы – ответ. Только каждый раз громче и громче. В конце сорвитесь на ор. Почему так? С одной стороны, Лягушка – инвалид по слуху. С другой стороны – это вопрошание читателя, журналистский прием. Вы блогер, немного провокатор. Вы как бы спрашиваете: кто вы, живущие в теремке? Зверятам кажется, что их просят назвать имя. Но не имя, вашу мать! А суть! Поэтому после ора вы должны ответить сквозящим шепотом: «Муха-горюха… Комар-пискун… Мышка-погрызуха…» Хорошо.

Следующий у нас… Отлично, как вы сразу все поняли! Как зазернились! Вот смотрите, человек сразу вышел Зайчиком. Зайчиком-побегайчиком. А как вы поняли, что нужно изобразить гомо­сексуала? То есть «не изображаете»? Ах, вы на внут­ренней органике… Ну так это тоже может быть… Хорошо, давайте так. Пожалуйста, спрашивайте жителей теремка, а вы отвечайте ему с затаенной гомофобией. Согласен, вы не можете сразу принять его в теремок… Что же делать, что же делать? Давайте так: между вами развернется пластическая дискуссия. Муха будет показывать крест и делать православные телодвижения, Лягушка – агностические. Что? Да откуда я знаю, как они выглядят. Машите руками во все стороны. Мышка сосредоточена, так как открывает в себе латентную лесбиянку, а Лягушка делает с ней интервью для «Би-би-си». В конце концов вы пускаете Зай­чика, но засовываете его в угол.

А в это время, да-да, на мягких лапах к теремку подбирается Лисичка-сестричка. Я скажу вам просто: вы Ксения Анатольевна Собчак. Вот так вот. А нет, вы сами решайте, хорошая она или плохая. Делайте амбивалентную лисичку, сложную, противоречивую. Когда войдете в домик, рассадите зверят полукругом и провоцируйте: кого нужно выгнать из теремка.

Лисичка-сестричка, я скажу вам просто: вы Ксения Собчак.

Высуньте хвостик в окно, чтобы вас схватил за него Волчок – серый бочок! Да с криком: «Я волчище – из-за куста хватыш!» Да агрессивно и бессмысленно, как русский рэп. Вы типа из ФСО.

И тут начинается жесть. Большая групповая сцена. Вы – Россия. Единая колышущаяся масса, но у каждого в ней своя траектория. Как в драке из индийского боевика. У нас работает поворотный круг? Врубайте! Начинают действовать центробежные силы. Вас выбрасывает из теремка. Все в крошево! Начинается содом! Только не в вашем, Зайка, смысле. Хотя в вашем – тоже начинается. Все самое низкое лезет наружу. Хватайте Комарика за хоботок! Комарик, рвите его морковку! Муха-горюха рисует пентакль, Волчок вытряхивает из Лисички признания. Голосите что-нибудь! Что бы вы кричали при конце света? Что-то глубинное, с последней прямотой. Вот как Мышка-погрызуха: «Почему я не купила доллары по тридцать пять!»

И вот наконец появляетесь вы, народный артист России, осевший каким-то образом в этом дерьмовом театре. Да, вы, Медведь косолапый. Снимите этот дурацкий флисовый костюм. Вы выходите в исподнем – затрапезных трусах и алкоголичке. И тихо, спокойно, как палач, говорите: «Тук-тук, кто в теремочке живет…» А где теремочек? А его-то уже нет. Теремочек мы потеряли. Разбросанные поворотным кругом звери лежат кто где. Вы смотрите на это все, как Махатма Ганди и в то же время как Андрей Романович ­Чикатило. И особенно – на первый ряд, где ­депутат с лупоглазым преемником. «Ну давайте и я буду с вами жить…» Эти слова – как звук лопнувшей струны, понимаете. Где – жить? Зверята, вы смотрите на него, как будто дождались Годо. А вы, Мишка, ловите беккетовский ужас в глазах и говорите: «Я Медведь косолапый. Я вам всем пригнетыш». Включается музыка из «В мире животных», только чуть замедленная. Типа Дэвид Линч.

Медленно все погружается во тьфу, то есть во тьму… В конце мерцает надпись «Тюремок». Да, через «тю»… А-ха-ха! Все зверята выстраиваются на авансцене и словно прислоняются к невидимой стене. Вы как бы вновь заглядываете в теремок – в окошко, за которым когда-то были свет и тепло. Вы скулите и хлюпаете носами, пока вас не закроет занавес…

Занавес и никаких поклонов. Там, в зале, останутся обалдевшие дети, выдувающие сопли из ноздрей, орущие и бузящие. Привыкшие ко всяким «Джельсоминам» и «Чиполлинам». Да, я хочу вырвать у них романтические соски. Пусть-ка сосут горький, но правдивый леденец жизни. Ревущий от слез преемник, ревущий в айфон депутат: «Провокация в детском театре! Закрыть! Во имя! Детей!»

Господа, мы делаем с вами политический спектакль. Он будет, по всей видимости, сыгран один раз. А потом нам всем хватыш и пригнетыш. У нас и так отняли все права и свободы, но постараются отнять и банкет. Поэтому оргию на поворотном круге предлагаю провести не с бутафорскими овощами и фруктами, а с водкой и нарезкой карбонада. Следите, чтобы центробежные силы не выбросили все в зал. Сожрут юные зрители.

Ну что ж… Я все сказал. Теперь осталось сыг­рать. Нас ждут сцена, позор и дети.

Фото: кадр из мультфильма «Терем-теремок»

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Б

Бабайка- большое весло, прикрепленное к лодке

Бает- говорит, рассказывает

Байдак- речное судно с одним большим парусом

Балакать- говорить

Балдахин- украшенный навес на столбиках

Балодка- одноручный молот

Баса- красота, украшение, щегольство

Батог- палка

Беремя- охапка

Берд – принадлежность ткацкого стана, похожая на гребень

Большак – большая (основная) дорога в отличие от проселочной

Босовики- домашние туфли

Бояре- богатые и знатные люди

Брань- битва

Броня- одежда из металла, защищающая воина от ударов

Булат- оружие из стали

Бурачки (бурак) – высокая корзинка с крышкой из березовой коры

Бурочки- вид теплых сапог для холодного климата, часто валенки

Бюро- стол с ящиком для хранения бумаг

В

В дозор ходить- караулить, сторожить

В сугон- в погоню

Вакантное время- каникулы

Вакация- каникулы

Ведаться- знаться

Венути- повеять, подуть

Вершок- старая мера длины, равна 4.4 сантиметра

Вестимо- конечно, само собой разумеется

Ветошка- тряпочка

Витязь- храбрый воин, богатырь

Во́рвань- жидкий жир, добываемый из сала морских млекопитающих. Применялась для освещения в лампах и в уличных фонарях

Встреть- встретить

Выворотень- корневище большого дерева, вывернутого из земли

Выдюжить- выдержать, вытерпеть, перенести

Г

Галушка- клецка, сваренная в воде или в борще

Гальёта- небольшое купеческое судно

Ганать- гадать

Глас послушания- ответный голос

Горазд- умеет

Горка- этажерка в форме пирамиды для дорогой посуды

Горница- комната

Гребля- узкая плотина на реке

Гумно – сарай для сжатого хлеба

Д

Девушка сенная- служанка

Десть- 24 листа

Дивить- удивлять, удивить

Е

Ества- кушанья, еда

Ежели- если

Ж

Жалейка- дудочка из ивовой коры

Жбан- кувшин с крышкой

Жемчуг бурмицкий (бурмитский) — крупный и круглый жемчуг

Жерновцы- небольшая ручная меленка

З

Загнетка- место в предпечье, куда сгребают жар

Загнетка- место перед топкой, куда сгребают жар

Заговеться- начать поститься

Загодя- заранее

Закром – отгороженное место в амбаре для ссыпки зерна, муки

Запеть Лазаря- льстиво упрашивать

Застава – в старой России место въезда в город, пункт контроля привозимых товаров, грузов и приезжающих

Злыдни- маленькие фантастические существа

И

Империал- золотая монета

Инда- даже, так что

К

Казна- деньги, достояние, имущество

Камка- шелковая цветная ткань с узорами

Кармазин- сукно темно-красного цвета

Кни́ксен- поклон с приседанием как знак приветствия или благодарности со стороны лиц женского пола

Кожух- верхняя одежда из кожи

Кокурочка- сдобная лепешка

Колымага- карета, в которой ездили знатные люди

Короб- лукошко, корзинка

Косая сажень- древнерусская мера длины, расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см

Криница- колодец, родник

Кросна- домашний ткацкий станок

Кудель- пучок льна или шерсти

Кузов- плетеная корзинка

Л

Латы- железная или стальная броня, которую надевали воины

Лучина – тонкая длинная щепка

Лыко- кора молодой липы, ивы, вяза, из неё плетут лапти, лукошки, корзинки

Лытать- уклоняться от дела, отлынивать

Лытка- часть ноги ниже колена

М

Меч булатный- меч из особенно прочной стали

Мне не первина- мне не впервые

Мотыга- ручное земледельческое орудие

Муравчатый- поросший травой (муравой)

Н

Набольший- старший

Нагайка- ременная плеть

Намале- мыло

Несолоно хлебать- обмануться в своих ожиданиях

Николи- никогда

О

Огниво- камень или кусок стали для высекания огня из кремня

Однова- один раз, однажды

Опамятоваться- одуматься

Орать- пахать

Отзнобить- отморозить

П

Пансион- школа с общежитием для учеников

Пенять- укорять, упрекать

Перст- палец

Повой- прием новорожденного

Полати- широкие спальные нары в избе под потолком между печью и противоположной стеной

Помело- метла, обмотанная на конце тряпкой, служит для подметания золы в печке

Попытали- примерили

Похитник- вор

Почать- начать

Привратник – сторож у входа, у ворот

Прогалина- незаросшая деревьями поляна или лужайка в лесу

Прыскучий- быстрый

Пряжон- жарен (жарить в масле)

Пядь- старинная мера, расстояние между большим и указательным пальцами руки

Р

Рать- войско

Росстань- перекресток двух дорог

Рядиться- уговариваться

Т

Талисман- предмет, который, как думали суеверные люди, приносит счастье, хранит от бед

Теребень кабацкая- постоянный посетитель кабака, завсегдатай

Терем- высокие, с башенкой наверху, дома

Тесак – рубящее и колющее оружие с широким и коротким клинком на крестообразной рукояти

Тувалет- туалет, зеркало

Туесок- высокая корзинка с крышкой из березовой коры

Тын – забор, частокол

У

Убраться- нарядиться

Устьице- наружное отверстие в русской печи

Ф

Фи́жма- каркас из ивовых или стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке

Форейтор- кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом

Х

Хлопок- пакля, очесы льна

Хоромы- большой дом

Хранить паче зеницы ока- хранить что-либо больше, чем глаза

Хусточка- платочек

Ц

Цеп- примитивное орудие для обмолота зерна, состоящее из двух связанных палок: длинной рукоятки и более короткой рабочей части, ударяющей по злакам.

Ч

Челядь- служанка в доме

Черевички- женские башмаки на каблучках и с острым носом

Чугунка- устаревшее название железной дороги

Ш

Шандал- подсвечник

Ширинка- короткое полотенце или платок

Шлейф- удлиненный подол женского платья

Щ

Щелок- раствор древесной золы

Э

Эфа- небольшая ядовитая змейка

Ю

Юшка- уха

Я

Ясли – кормушка для скота

Яства- еда, кушанья

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх