КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Всем известна присказка «чтоб было кому стакан воды в старости подать». При чём говорится она как о супруге, с которым доживают старость, так и о детях, т.е. о самых близких людях. Мнения самих подающих воду, как правило, не спрашивают. Подразумевается, что оказываемое милосердие по отношению к беспомощному старому человеку проявится само собой.

Второй вопрос – что будет делать сам немощный человек с этим стаканом воды? Запивать таблетку? Утолять жажду? Смачивать губы? Так для таких дел понадобится не один стакан воды, а много, да ещё и ежедневно. В присказке же говорится только об одном, решающем.

«Омовение» души

Согласно древним славянским поверьям стакан воды ставили у изголовья умирающего. Не подавали в руки, не давали напиться, а просто ставили. Тогда в момент отлучения души от тела по воде пробежит небольшая рябь, что и покажет живущим о наступлении неизбежного. Душа словно «омывается» в воде, очищается от телесной скверны перед тем, как устремиться на Небеса.

После смерти принято ставить на подоконник, у икон или фотографии почившего стакан с водой. Рядом развешивают полотенце – чтобы душа после того как омылась, могла утереться. В современном варианте стакан с водой просто накрывают краюхой хлеба.

Стакан с водой или водкой?

Часто стакан с водой заменяют на стакан с водкой, а к хлебу добавляют кусочек сала или огурец, как бы для закуски. Подобные действия искажают древнюю традицию, низводят до банального «выпить и закусить». Правильно всё же ставить стакан с водой. И обойтись без сала-огурцов.

Иногда ставят для усопшего два стакана: один с водой, а другой – с водкой. В данном случае опять идёт искажение традиций. При поминовении было принято перед трапезой «угощать» первой ложкой и первым глотком почившего. Для этого на угол стола проливали немного воды и клали горсточку кути. Сейчас ограничиваются выплёскиванием из «рюмки для покойного» небольшого количества налитой водки на пол.

Хлеб на стакане с водой

Краюха хлеба на стакане с водой предназначается отнюдь не покойному, потому воспринимать её как закуску не следует. Наши предки считали, что умершие обращаются после кончины в птиц. И хлеб предназначался птицам-ангелам для поминовения души усопшего.

Почему на поминках ставят рюмку с водкой и хлебом

Похоронные ритуалы связаны с множеством обычаев, не имеющих общих точек соприкосновения с православной верой и ее пониманием о загробной жизни. Распространенная традиция – ставить на поминках перед портретом усопшего рюмку водки, покрытую кусочком хлеба. Данное действие объясняется последним желанием души поесть, попить перед уходом в загробный мир.

На поминках родственники умершего наполняют рюмку водой, вином или водкой. Последний вариант приветствуется в случаях, когда покойник любил выпить при жизни. Хлеб – закуска после горячительного. Разрешается менять содержимое рюмки и еду до наступления 40 дня, чтобы они не протухли.

Съедобными подаяниями и водкой на поминках родственники проявляют уважение к памяти, воздают почести и помогают пережить время, пока душа находится среди живых и посещает родные места, прощается с домом.

Данный поминальный обычай религия не одобряет. Православие рекомендует вместо рюмки с вином или водкой и коркой хлеба раздать милостыню нуждающимся, помолиться о душе новопреставленного.

Сколько дней должен стоять стакан с водой?

По обычаю стакан с водой должен стоять не менее 6 недель. Чаще всего его можно увидеть в доме покойного до Сороковин. За это время вода немного испаряется, поэтому её доливают в стакан по мере необходимости. Суеверные люди уменьшение уровня жидкости относят к действиям умершего – якобы он отпивает или омывается в ней.

Иногда можно встретить традицию ежедневной смены воды и хлеба для умершего. Как поступить в конкретном случае – решать только вам.

Куда потом деть воду и хлеб?

Воду выливают на улицу, под деревья. Совсем не обязательно с этим стаканом идти на кладбище и выливать жидкость только у могилы. Хлеб крошат в местах скопления пернатых таким образом устраивая «птичьи поминки».

Важно! Ни в коем случае стоявшую в стакане воду нельзя пить!

Стакан с водой/ водкой на кладбище

Посещение кладбища редко обходится без поминовения души упокоенного. Для этих целей в отдельный стакан наливается «пять капель» и выливается на могилу. Вариант: оставляют ёмкость с водкой у надгробия.

Скорее такие действия можно назвать современными традициями. Наши предки-славяне поминки справляли без горячительных напитков. Сейчас же родственники аргументируют: «Неужели же усопший отказался бы выпить за упокой своей души с нами?» в этом случае следует поступать сообразуясь с характером почившего. Если он не приветствовал алкоголь при жизни, то ограничьтесь стаканом с обычной водой.

Священник Филипп, В.Борисов Русская традиция поминального стола В нашей жизни случаются застолья, которых лучше бы не было. Но жизнь есть жизнь, и часть ее — потеря дорогих людей. От этого никуда не деться. И тогда главным становится достойно, согласно исконно русским традициям, помянуть ушедшего. Поможет нам поговорить на эту печальную (но неизбежную) тему священник Московской патриархии игумен Филипп (Жигулин). Христианская любовь не прекращается со смертью и погребением. С момента смерти она осуществляется в поминовении усопших. Поминовение в Православной церкви — молитвенное упоминание имен живых и умерших в литургии. С верой в силу поминовения перед Богом для блага и спасения поминаемых. Поминальные дни существуют у всех народов. Они признаны всеми религиями. У язычников такими днями были: третий, седьмой, девятый, двадцатый, сороковой и семидесятый по смерти усопшего и год со дня его смерти. У древних евреев: третий, седьмой, четырнадцатый, сороковой и семь кончин. В христианской церкви днями поминовения усопших являются самый день смерти, третий, девятый и сороковой по кончине. На третий день изменяется лицо умершего. На девятый — разрушается все тело, кроме сердца. На сороковой — разрушается сердце. Кроме того, поминания осуществляются на Троицкую субботу, мясопустную субботу, в канун Пятидесятницы, в родительские субботы, на Радоницу, на Дмитриевскую субботу. Поминовение усопших было в ветхозаветной церкви. Над умершими, по обычаю, преломляли хлебы, раздавали их при гробах неимущим. К началу III века обычай поминовения в христианской церкви установился твердо. Поминовение стало постоянной частью богослужения. — Отец Филипп, какие блюда согласно церковным установлениям являются поминальными? — Кутья. Это смесь вареного зерна — например, пшеницы, гороха — с медом. Зерна и мед имеют аллегорическое значение. Подобно зерну, воскресающему в новом ростке (вспомните слова апостола Павла), погребенное в земле тело умершего воскреснет в будущей жизни. Мед символизирует сладость будущей блаженной жизни. Что приготовить еще — дело хозяйки. В России на поминальный стол нередко подают блины. У славян они еще с языческих времен являются ритуальным блюдом, символизируют солнце и возрождение жизни. Рыбные блюда, пирожки, соки, компоты, кисели… Все что угодно. — Но ведь есть, наверное, что-то, чем поминать не принято? — Священников и монахов по традиции не поминают скоромным. Хотя никаких канонических запретов на этот счет не имеется. Что касается напитков, церковь категорически запрещает поминать усопших спиртным. На церковных поминальных трапезах я никогда не видел даже красного вина. — А как же традиционная накрытая куском хлеба рюмка водки? — Это пережитки язычества. Как и то, что на могилы приносят вино, водку, хлеб, колбасу и оставляют вроде как для умершего. Получается, что пища земная может быть необходима в жизни загробной. Продолжив этот ряд, мы придем к тому, что вместе с мужем в гроб надо класть и жену, и домашних животных, и утварь, как это делали во времена египетских фараонов. — С поминками вообще связано немало обычаев: завешивать зеркала, не подавать к столу вилки, ставить стакан с водой, «чтобы душа ополоснулась, вылетая из дома». Тоже языческие пережитки? — Я бы сказал, народный фольклор. Обычаи. Канонически не подкрепленные, но благочестивые. Не то чтобы они не одобрялись церковью, просто к православию все это не имеет никакого отношения. Впрочем, в некоторых монастырях к поминальному столу действительно не подают ни ножей, ни вилок — только ложки. — Поминальные трапезы на третий, девятый, сороковой дни отличаются друг от друга блюдами? — В отношении пищи трапезы ничем не отличаются. До сорокового дня сохраняется траур, и соответственно до этого срока поминать приходят в чем-то темном. Потом, скажем, на годовщину смерти, надевать именно темное необязательно. — Чем принято начинать и чем заканчивать поминальный стол? — Прежде остальных блюд подают кутью. Она выставляется при совершении панихиды по умершему в церкви или в доме. Все берут по ложке из общего блюда и поминают усопшего: вслух или про себя, не имеет значения. Просят, чтобы Господь упокоил его душу, чтобы она обрела царствие небесное. А заканчивается поминальная трапеза по традиции пирогами и компотом. Если за столом есть священник, он провозглашает заупокойные молитвы и поет вечную память. Главное, не превращать поминки в посиделки, а тем более в пирушку. Смысл поминальной трапезы — подкрепить силы молящихся. Мы молимся об усопших, чтобы они молились за нас перед лицом небесной церкви. Чтобы неимущие имели силы молиться, Православная церковь предписывает раздавать пожертвования — пироги, печенье, сладости. #ЗнаетеЛиВы

Предстоит операция, что делать? Можно ли перед иконой ставить рюмку с водкой и хлебом, чтобы помянуть? Нужно ли настаивать на венчании, если жених крещенный, но не верующий?

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Аткарска

Мне 27 лет, я тяжело заболела, предстоит тяжелая операция (онкология). Обращаюсь к Богу с молитвами о прощении грехов и об исцелении от недуга, святой водой омываюсь, маслом от лампады Матронушки и Животворящего Креста Господня мажусь. Собираюсь послезавтра к Матронушке съездить, мама моя святые места посещает и обо мне молится. Я человек верующий, но в церкви, к своему стыду и огорчению, бываю нечасто. Подскажите, что мне в такой ситуации надо бы сделать?

На самом деле, делаете Вы все почти правильно, и молитесь, и покаяние в своих молитвах Господу приносите, и даже осознаете, что в храме бы нужно бывать почаще – так за чем и дело стало, разве только что исправить Ваше отношение к посещению богослужений. Если приводить аналогии, которые не всегда, конечно, передают содержание, но помогают понять суть проблемы, то в отрыве от активной приходской жизни, то есть без регулярного посещения храма, участия в Таинствах исповеди и Причастия, без живого общения со священнослужителями, все эти наши обтирания святой водой и освященными маслами – все равно что доморощенное лечение полузабытыми рецептами народной медицины в отрыве от наблюдения квалифицированного врача (в хорошем смысле этого слова). Как Православия не может быть без Церкви, а Церкви нет без святых Таинств, соответственно, и нашего спасения нельзя помыслить безо всего этого. Исповедь – есть баня для души, а Причастие Тела и Крови Христовых – есть истинная Пища, как душе, так и нашему телу. Вот и представьте, что происходит, когда мы по пол года, а то и больше, таким вот образом не «едим» и не «моемся»? Старайтесь не унывать, и, по силам, бывать чаще в храме, молитвенно участвовать в литургии, приобщаться святых Христовых Таин, а если это невозможно по здоровью, то ни один священник не откажет в том, чтобы поисповедовать и причастить Вас на дому. Помоги Вам Господи!

Скажите, можно ли перед иконой ставить рюмку с водкой и хлебом, чтобы помянуть, и когда ее убрать и куда потом вылить?

Можно, конечно, ответить одним категорическим словом – нельзя, и все дальнейшие вопросы отпадут за ненадобностью сами собой. Но все равно, останется необходимость еще и еще раз объяснить и напомнить, что самое главное и самое действенное средство помощи для покойного – это наша за него молитва, молитва в церкви на панихиде, куда лучше всего пригласить всех верующих родных и близких усопшего, и молитва домашняя, перед поминальной ли трапезой, или когда мы читаем наше ежедневное молитвенное правило. Эти правила очень хорошо знали наши предки, однако мы от них смогли, к сожалению, незабвенно перенять только одни суеверия – это касается и сигарет на могиле, и рюмок с водкой и хлебом, и священного трепета перед землею, взятой в кульке из церкви (хотя она там вообще не должна браться), и открытых дверей в доме покойника (чтоб душа могла «выйти»), и много чего еще… Печально это все. Душа бестелесна, ей одинаково чужды и голод, и холод, и зной, и закрытые двери, ей важны лишь бескомпромиссные реалии духовного мира, то есть ангелы и демоны, возникшие перед открывшимися после смерти духовными очами, и ее собственные грехи и добродетели, которые могут как оправдать человека перед Богом, так и погубить. Грехи усопшего могут быть прощены по молитвам близких ему людей, на том и основаны все наши чинопоследования об умерших, но поверьте, никакие рюмки и сигареты, никакие «узелки в дорогу» и завешенные зеркала не влияют на нашу загробную участь и участь наших близких. Поверьте в это, пожалуйста!

Батюшка, я православный человек, мы с моим молодым человеком собираемся пожениться. Мне бы очень хотелось, чтобы мы венчались, но правильно ли будет с моей стороны настаивать на венчании, если он не верующий, хотя и крещен?

В семейной жизни твердо стоять на своем нужно лишь в одном случае – если один супруг склоняет другого к явному греху, например, к отречению от православной веры, или убийству, или воровству… Во всем остальном должны быть любовь и взаимопонимание, чтобы сатане не оставалось ни одного повода вас поссорить. Церковь уважает и признает государственный брак, и ни в коем случае не рассматривает это как блуд. Молитва освящает верующего, а для неверующего она – как симфонический концерт для глухонемого, его можно на него привести, и он вежливо просидит там с вами два или даже три часа, но не вынесет он оттуда, скорее всего, ничего, кроме, может быть, недоумения, или, чего хуже, затаенного раздражения. Придет время, и, глядя на Вас, может быть, и ваш супруг захочет узнать о нашей радостной евангельской вести, при условии, что Вы заранее не отпугнете его от нее скандалами, связанными с постами, посещениями храма и прочими перегибаниями палки, когда своего ближнего любят настолько, что готовы в рай затолкать чуть ли не силой. А вообще, если есть время, почитайте на эту тему беседы священника Илии Шугаева «Брак, семья, дети» и «Один раз на всю жизнь», в интернете есть возможность скачать как аудио, так и текстовые версии этих книг.

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают­ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен­ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родив­шуюся душу легко перетянуть в загробный мир. Как попросить прощения у покойника при перезахоронении. От тоски по покойному. Как снять порчу сделанную на похоронах? Если человек уронил на себя кутью или еще что-нибудь со стола. О покойниках и похоронах. Советы и приметы. Молитва прощальная.
Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.
Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

Обмывают покойного в тот же час после смерти, пока полностью не остыл. Мыло, как правило, оставляют. Оно помогает во многих делах и от бед. Но надо быть осторожным, так как с помощью этого мыла можно нанести и вред другим людям.
Одевают обычно в новое, чтоб было в пору, не велико и не мало. Если нет нового одеяния, то надевают только чистое.
Нельзя надевать одежду, имеющую на себе пот и кровь. Это может повлечь за собой еще одного покойника.
Если человек еще при жизни попросил надеть него то, что он хочет, то необходимо исполнить его желание.
Военных обычно одевают в военное. Фронтовики просят, чтобы на них надели ордена, ведь все равно их потеряют или выкинут много лет спустя, а они заслужили их и гордятся ими. Вообще это сугубо личных вопрос семьи.
Обязательно должно быть белое покрывало, которым укрывают покойника. На лоб кладется венец с изображением Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. На венце – слова в старом стиле, это написание Трисвятой песни. В руки следует вложить крест или икону.
Если нет возможности пригласить из церкви служителя, то заранее позаботьтесь пригласить пожилых людей, чтобы читать псалмы и служить панихиду. Псалмы обычно читают, не прерываясь. Прерываются лишь во время панихиды.
Такие моления являются утешением для тех, кто скорбит о мертвом. Кроме того, следует прочитать эту молитву:
Помяни, Господи Боже, в вере и надежде живото вечногопредставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбия, отпущай грехи и потребляй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечные муки и огня геенского и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тебя, если и согрешивших, но не отступивших от Тебя, и несумненно во Отца и Сына и Святого Духа, Бога Тебя в Троице славимого, верова и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, прославно, даже до последнего своего воздыхания исповеда.
Тем же милостив тому буди, и верую я же в Тя. Вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко щедр, упокой: несть бо человека иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси, кроме Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, присно и во веки веков. Аминь.
Положено по окончании трех суток везти покойника в церковь на отпевание. Но постепенно не стали этого придерживаться, и уже не трое суток, а одну ночь ночует дома умерший. На гроб ставят по углам четыре свечи, меняя их по мере сгорания.
Все время со дня смерти стоит стакан с водой и кусочком хлеба, в блюдце насыпано пшено. Нужно быть внимательным во время похорон. Обычно родным не до этого. Но можно оговорить, кто будет следить за порядком, так как не секрет, что на похоронах много делается: снимают порчу, подкладывают фото врагов в гроб, стараются забрать волосы, ногти, веревочки с рук и ног и т.д.
Под предлогом «потрогать ноги», чтобы не бояться, делают необходимые дела. Просят табуретку, на которой стоял гроб, цветы из венка, воду. Решать, давать это все или нет, Вам. Кровным родственникам нельзя мыть в доме пол, где лежал покойник.
Родным нельзя идти впереди гроба, нести венки, пить вино. Разрешаются причитания и уже после захоронения съесть кутью или блин.
На кладбище целуют последним целованием в венец на лбу и руки. Забираются живые цветы из гроба и икона. Следите, чтобы икону не схоронили.
Часто спрашивают, можно ли надевать часы и золото. Если часы уже надели, то ни за что не снимайте. В том, что у покойника часы на руке, вреда нет. А вот если с мертвой руки снять часы, перевести стрелки назад, прочитать заклинание на какого-нибудь человека, то до смерти этого человека не так уж и долго ждать. В отношении украшений: если Вам не жалко, то плохого тоже ничего нет в том, что они одеты на покойника.
По прощании лицо укрывается. Крышку забивают, и гроб опускают. Обычно на полотенцах. Полотенца раздаются людям. Но лучше их не брать, можете заболеть.
Гроб опускают так, чтобы умерший лежал лицом на восток. В могилу бросают деньги, откуп для покойника: первыми бросают родственники. Затем бросают землю. Необходимы не только отпевание, но и помины, которые делаются по возвращении с кладбища и которые повторяются на третий, девятый и сороковой день и в год.
Если вы поняли, что допустили ошибку во время похорон, обязательно отчитайте ее!
Переярые мои слова, вы церковные купола, вы серебряные колокола. Ан Тын, Хаба, Уру, Ча, Чабаш, мертвые вы духи. Не к миру моему, а к миру своему не зовите, не зрите, не ищите. Светом Божьим опояшусь. Святым Крестом открещусь. Господь мой Великий. Ныне, присно. Во веки веков. Аминь.
Как попросить прощения у покойника при захоронении.
Иногда возникает необходимость перезахоронить покойника. Но вряд ли тот, кто это задумал и испол­нил, понимает, какой поступок он совершает. Люди привыкли думать о покойнике, как о каком-то пред­мете, который не видит, не слышит и не чувствует, а следовательно, с ним можно поступать как угодно, не неся никакой ответственности, и что любые дей­ствия с мертвым телом останутся безнаказанными. Но это не так. Тело — это сосуд, где долгое время пребывала, милостью Иисуса Христа, бессмертная душа усопшего человека. Когда тело покойного пре­дают земле, оно обретает свое жилище, или, как говорили раньше, домовину.
Еще говорят, что покойник трудно привыкает к своему новому обиталищу. И только после сорока дней после кончины человека, когда его душа на­всегда покидает землю, оставленное ею тело уходит в царство духов. Покинутое, неподвижное тело гото­вится перейти в тлен. Ибо сказано: из праха вышел и в прах уйдет.
Священное место, где до Судного дня хранится плоть, которая носила в себе кровь, разум и душу, священен покой, который заслужил тот, кто поки­нул этот мир, в котором он любил, страдал, трудил­ся, переносил боль, растил детей.
О каждом умершем человеке можно рассказывать безумно много и при этом абсолютно ничего не рассказать.
Придя на кладбище и вглядевшись в памятники, видя лица живых людей, хочется закричать: Боже мой! Ведь каждый из них — целый мир. И в каждом из них этот мир умер…
Так вдумайтесь, следует ли нарушать мир усоп­шего, выкапывая тронутый тленом его прах, чтобы перевезти на другое, с вашей точки зрения, лучшее место. Лучшее чем?
Нельзя снова заставлять плакать душу о потрево­женном людьми теле. Пусть оно покоится с миром. Кроме того, если дух мертвого будет растревожен и не примет нового места, быть беде. Дух мертвеца будет наказывать тех, кому в голову пришла мысль переза­хоронить гроб на элитное кладбище.
Если же все-таки это случилось, нужно обезопа­сить себя от возможной беды.
На новом месте захоронения сорок раз прочитай­те этот заговор. Читать надо, стоя в ногах могилы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Удержи, Господи, в царствие Твоем душу усопшего раба Твоего (имя). Не дай этой душе мертвой по земле ходить, не дай душе мертвой живым душам вредить. Святой Лазарь, ты после смерти по земле ходил? И по земле после смерти ходил и живым людям никогда не вредил. Так чтобы и душа усопшего раба (имя) по земле более не ходила и живым людям во веки веков не вредила. Ключ, замок, язык. Аминь.
Далее читают сорок раз «Да воскреснет Бог».
Уходить с могилы следует не оглядываясь. Дома съесть кутью и выпить кисель.
Знаменуй себя крестом и произнеси молитву Чес­тному Кресту:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии гла­голящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диавола, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата.
О, Пречестный и Животворящий Крест Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богороди­цею и со всеми святыми во веки. Аминь.
От тоски по покойному.
Встаньте ночью, подойдите к зеркалу и, глядя, себе в зрачки, говорите:
Не тосковать, не горевать, слез не проливать! Ночь-мать, возьмись тоску с меня снять. Как тебя рассвет уберет, так и ты сними с меня тоску. Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
После этого умойтесь и ложитесь спать. Уже на другой день вам будет легче. Так сделайте три раза, и тоска сойдет.
Как снять порчу, сделанную на похоронах.
Ночью сжигайте на угольях ладан, говоря:
Как этот ладан горит и тает, чтоб сгорела, иста­яла болезнь гробовая с рабы Божьей (имя). Аминь.
Если человек перевернул на себя кутью.
Из письма: «С некоторых пор я стала верить в приметы, да и как им не верить, если я сама стала очевидцем того, что они сбываются. Вот из-за чего я решила Вам написать: в нашей родне умер дедушка, и моя тетя нечаянно опрокинула на себя поминаль­ную кутью, всю, сколько приготовили на все помины! Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день!»
Действительно, если при похоронах у кого-нибудь падает свечка или падает кусок хлеба и стакан с водой, поставленный для покойника, прямо на колени сидящего человека, то этот человек вскоре умирает.
Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специаль­ным заговором, который я даю в этой книге.
Читают заговор до солнечного восхода:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Душа, тело, дух и все пять чувств. Душу оберегаю, тело защищаю, Дух вызволяю, чувство обороняю. Господь Бог заповедь дал, Господь Бог оберег сказал: — Не придет к тебе зло, рана не приблизится к телу твоему. Ангелы мои заповеют о тебе, как на земле, так и на небе. Истинный Господь истину сказал. Ангела-спасителя, хранителя послал. Ангел Божий, всю мою жизнь, час от часа, день ото дня, спаси, сохрани и помилуй меня. Верую во Единого Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Если покойника похоронили не в обед, а после захода солнца, то ровно через семь лет будет новый гроб.
* * *
Детей до годовалого возраста не берут на похоро­ны и не кормят с поминального стола.
* * *
Если Вам на похоронах дают часть полотенца, на котором опускали в могилу гроб, не берите его. Полотенце нужно оставлять в могиле, а не раздавать людям. Тот, кто воспользуется им, будет болеть.
* * *
Иногда на поминах кто-нибудь предлагает спеть любимую песню умершего человека и все, не заду­мываясь, поют. Но давно подмечено, что поющие за поминальным столом вскоре начинают болеть, а те, у кого слабый ангел-хранитель, вообще рано уходят из жизни.
* * *
Не берите ничего взаймы в той семье, где не про­шло сорока дней помин по умершему человеку. Ина­че и у вас в том же году будет гроб.
* * *
По обычаю вокруг гроба люди сидят всю ночь. Сле­дите за тем, чтобы никто из сидящих у гроба не спал и не дремал. Иначе «наспите» еще одного покойника. Если подобное все же случилось, то это следует от­читать.
* * *
После похорон не топят баню. В этот день не сле­дует полностью мыться, достаточно вымыть лицо и руки. Особенно следует опасаться просьб чужих лю­ее помыться после похорон в вашей бане или ванне.
* * *
Часто задают вопросы по поводу помин, которые совпадают с Великим постом. Нужно знать, что помины в первую, четвертую и седьмую неделю поста делаются только постными и чужих на помины ни­когда в это время не приглашают.
* * *
Очень плохая примета, когда несущий гроб пер­вый человек выходит из квартиры спиной. Нужно об этом заранее позаботиться и предупредить тех, кто будет нести гроб, чтобы они выходили из квартиры лицом к выходу, а не спиной.
* * *
Гроб в доме не переставляют, не подыскивают ему удобное место. Заранее продумайте, где его поставить, чтобы не переносить его с места на место.
* * *
О ПОКОЙНИКАХ И ПОХОРОНАХ.
Как проводить в последний путь родного, близкого человека, не навредив себе и своим близким? Обычно это печальное событие заста­ет нас врасплох, и мы теряемся, слушая всех подряд и выполняя их советы. Но, как оказы­вается, не все так просто. Порой люди исполь­зуют это печальное событие, чтобы навредить вам. Потому запомните, как правильно прово­дить человека в последний путь.
• В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела Хранителя, данного ей во время Свя­того крещения, и демонов. Родные и близ­кие умирающего должны стараться молит­вой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или рыдать.
• В момент разлучения души с телом по­лагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную све­чу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто-нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, еек дух мой».
• Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».
• По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает.
• Не часто, но все-таки бывает, что чело­век заранее готовит себе гроб. Его, как пра­вило, хранят на чердаке. В этом случае об­ратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Рань­ше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.
• Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.
• Обязательно снимите с умершего все се­ребряные предметы: ведь это именно тот ме­талл, который используется для борьбы с «нечистыми». Поэтому последние могут «по­тревожить» тело покойного.
• Тело усопшего тотчас после смерти омы­вают. Омовение происходит в знак духов­ной чистоты и непорочности жизни умер­шего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела.
• Омывать тело нужно теплой, а не горя­чей водой, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, поми­луй нас» или «Господи, помилуй».
• Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют кле­енку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой — с мыль­ной. Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вы­тирают полотенцем. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего.
• После омовения умершего одевают в но­вую светлую чистую одежду. Обязательно на­девают крест на умершего, если у него его не было.
• Желательно, чтобы омовение происхо­дило в светлое время суток — от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необхо­димо выкопать яму вдалеке от двора, огоро­да и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вы­лить и засыпать землей.
Дело в том, что на воде, в которой обмы­вали покойника, делают очень сильные пор­чи. В частности, на этой воде человеку могут «сделать» рак. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.
• Старайтесь не разлить эту воду по квар­тире, чтобы живущие в ней не болели.
• Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни бу­дущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.
• Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.
• Родным и близким нельзя делать гроб.
• Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду но только не сжигать их.
• Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.
• Когда усопшего кладут в гроб, надо его и гроб снаружи и внутри окропить святой водой, можно окадить и ладаном.
• На лоб умершему кладут венчик. Его дают в церкви на отпевании.
• Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.
• Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.
• Увидев покойника в гробу, машиналь­но не коснитесь своего туловища руками. Иначе на том месте, где вы прикоснулись, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.
• Если в доме покойник, то, встретив там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.
• Пока в доме покойник, не следует мес­ти пол, так как этим вы навлечете беду на свою семью (болезнь или что худшее).
• Если в доме покойник, не затевайте никакой стирки.
• Не кладите на губы покойника, якобы для сохранения тела от разложения, накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.
• Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели — отгоняет «нечистую силу».
• Для таких же целей можно использо­вать ветки вербы, которую святят в Вербное воскресенье и хранят за образами. Эти ветки можно положить под покойника,
• Бывает, что умершего человека уже положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесли. К вам могут подойти знакомые или незнакомцы, попросить разрешения полежать на постели умершего, чтобы не болели у них спина и кости. Не разре­шайте этого, не причиняйте себе вред.
• Не кладите в гроб живые цветы, чтобы от покойника не шел тяжелый запах. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные цветы.
• Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света — луч­шую загробную жизнь.
• В течение трех дней над умершим чи­тают Псалтырь.
• Псалтырь читают непрерывно над гро­бом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным.
• В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме нахо­дится покойник.
• Бывает, что вместо подсвечника исполь­зуют стаканы с пшеницей. Этой пшеницей часто наводят порчу, ею также нельзя кор­еек птицу или скот.
• Руки и ноги усопшего связывают. Руки складывают так, чтобы правая была сверху, В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин — образ спасителя, для женщин — образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ.
• Следите, чтобы под покойника не поло­жили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы за­метили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.
• Иногда по незнанию некоторые сердо­больные мамы кладут фотографии своих де­тей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинает болеть, и если вов­ремя не оказать помощь, может наступить смертельный исход.
• Бывает, что в доме покойник, а одежды на него подходящей нет, и тогда кто-нибудь из членов семьи дает свои вещи. Покойника хоронят, а тот, кто отдал свои вещи, начина­ет болеть.
• Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела прово­жающие поют песнь в честь Святой Трои­цы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
• Бывает, что когда из дома выносят гроб с покойником, возле двери стоит кто-то и на­чинает завязывать узлы на тряпках, объяс­няя это тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гро­бов. Хотя на уме у такого человека совер­шенно другое. Постарайтесь отобрать у него эти тряпки.
• Если беременная женщина пойдет на похороны — этим она сделает себе зло. Мо­еек родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком не­обходимо заранее — до похорон.
• Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.
• Когда несут по улице покойника в гробу — старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.
• В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи.
• Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощение за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священ­ник крестообразно посыпает его землей.
• При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.
• Бывает так, что церковь находится да­леко от дома усопшего, тогда по нему совер­шается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешитель­ную молитву и землю с панихидного стола.
• Дома родственники в правую руку умер­шему кладут разрешительную молитву, на лоб — бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое — чтобы получился правильной формы крест).
• Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.
• По христианскому обычаю, когда чело­века хоронят, то его тело надо предать земле или «запечатать». Это делают священники.
• Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, перед опусканием гроба в могилу необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае их, как правило, используют для наведения порчи.
• Прощаясь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.
• Если вы боитесь покойника, подержи­тесь за его ноги.
• Иногда вам могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте — это делают для наведения порчи.
• Когда опускают гроб с телом покойно­го в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не исполь­зовать их для различных домашних нужд или отдавать кому-либо.
• При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по комку земли.
• После ритуала предания тела земле, эту землю необходимо отнести на могилу и вы­сыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.
• Хоронить покойника с музыкой — не по-христиански, хоронить следует со священ­ником.
• Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали. Нужно обязатель­но сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.
• Желательно, во избежание всяких не­приятностей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после по­хорон. Побрызгать такой водой необходи­мо и людей, которые участвовали в похорон­ной процессии.
• Похороны позади, и по старому хрис­тианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды. Следите за тем, чтобы ма­ленькие дети или взрослые по неосторожно­сти не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрос­лые, и дети начинают болеть.
• Во время поминок усопшему, по тради­ции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать. Лучше бу­дет, если водку выльете на могилку.
• Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной све­чи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.
• Существует и такой вид порчи: в гро­бу лежит покойник, к его рукам и ногам привязаны провода, которые опущены в вед­ро с водой, находящееся под гробом. Так, якобы, заземляют покойника. На самом деле это не так. Эту воду в дальнейшем исполь­зуют для наведения порчи.
• Вот еще один вид порчи, в которой при­сутствуют несовместимые вещи — смерть и цветы.
Один человек дарит другому букет цве­тов. Только эти цветы несут не радость, а горе, так как букет, перед тем как быть по­даренным, всю ночь пролежал на могиле.
• Если у кого-нибудь из вас умер близ­кий или родной человек и вы по нему час­то плачете, то советую вам завести в доме траву чертополох.
• Чтобы меньше тосковать по умершему, надо взять головной убор (платок или шап­ку), который носил покойник, перед вход­ной дверью зажечь его и обойти с ним поочередно все комнаты, читая вслух «Отче наш». После этого вынесите из квартиры ос­татки сгоревшего головного убора, сожгите его до конца и пепел заройте в землю.
• Бывает и так: вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить. Начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. Кто-то посторонний закопал их туда. В этом случае все, что вы нашли, вынесите за кладбище и сожгите, стараясь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.
• Некоторые считают, что после смерти прощение грехов невозможно, и если грешный человек умер, ему уже ничем не поможешь. Однако сам Господь сказал: «А вся­кий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам, ни в сем веке, ни в будущем». Значит, в будущей жизни не прощается только хула на Святого Духа. Следовательно, нашими молитвами могут быть помилованы усопшие тела­ми, но живые душой наши близкие, не хулившие во время земной жизни Духа Свя­того.
• Панихида и домашняя молитва за добрые дела усопшего, творимые в его воспоми­нание (милостыня и пожертвование на цер­ковь), все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии.
• Если вам на пути встретилась похорон­ная процессия, то следует остановиться, снять головной убор и перекреститься.
• Когда несут покойника на кладбище, не бросайте вслед ему на дорогу живые цветы — этим вы делаете порчу не только себе, но и многим людям, которые наступят на эти цветы.
• После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в го­сти.
• Если берут землю для «печатания» по­койника, ни в коем случае не разрешайте брать эту землю у вас из-под ног.
• Когда кто-нибудь умирает, постарай­тесь, чтобы при этом присутствовали толь­ко женщины.
• Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из-под головы подушку из перьев. В селах умира­ющего кладут на солому.
• Следите за тем, чтобы у покойника были плотно закрыты глаза.
• Умершего человека не оставляйте од­ного в доме, обязательно возле него должны сидеть, как правило, пожилые женщины.
• Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая на­ходилась в ведрах или кастрюлях. Ее необ­ходимо вылить, а свежей налить.
• Когда делают гроб, то на его крышке топором делают крест.
• На том месте, где в доме лежал покой­ник, необходимо положить топор, чтобы боль­ше в этом доме долго не умирали.
• До 40 дней не раздавайте вещей умер­шего родственникам, друзьям или знако­мым.
• Ни в коем случае не надевайте на по­койника свой нательный крестик.
• Перед погребением не забудьте снять с покойника обручальное кольцо. Этим вдова (вдовец) избавит себя от болезней.
• Во время смерти ваших близких или знакомых необходимо закрыть зеркала, не смотреть в них после смерти в течение 40 дней.
• Нельзя, чтобы слезы капали на покой­еек. Это тяжелый груз для усопшего.
• После похорон не разрешайте ни под каким предлогом ни близким, ни знакомым, ни родственникам ложиться на вашу кровать.
• Когда из дома выносят покойника, смот­еек за тем, чтобы никто из провожающих его в последний путь не выходил спиной.
• После выноса покойника из дома ста­рый веник следует тоже унести из дома.
• Перед последним прощанием с покой­ником на кладбище, когда поднимают крыш­ку гроба, ни в коем случае не подсовывайте под нее свою голову.
• Гроб с покойником, как правило, ста­вят посреди комнаты перед домашними ико­нами, обращая лицо к выходу.
• Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церк­ви, то есть ежедневное поминовение во вре­мя Божественной литургии.
• Ни в коем случае не слушайте тех лю­дей, которые советуют вам для избавления от болей обтирать свое тело водой, в кото­рой обмывали покойника.
• Если поминки (третий, девятый, соро­ковой дни, годовщина) приходятся на вре­мя Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую недели поста родные усопшего на поминки никого не приглашают.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх