Задания с буквой ы


Слова с буквой Ы в середине слова: крыша, мышка, дым, дырка,
Буква Ы в конце слова: машины, шары, столы,

Загадки про букву Ы (источник)
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква …
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: «кроты»,
«Бусы», «сыр» и в слове «мы».
Ты запомни букву …
Стихотворения про букву Ы (источник) (ещё )
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
В русском языке, увы,
Не бывает слов на «Ы».
Странный звук у буквы «Ы»:
Он как «И», но твёрже «Ы».
Димку превращает в дЫмку,
Милу в мЫло, а рис — в рЫсь.
РЫсь, похожая на Тимку,
И скажу я рЫське — брЫсь!
Букве Ы не бЫть в начале,
Но и вЫ, и мЫ встречали
Букву ту, срЫвая рЫжик
И скользя на бЫстрЫх лЫжах
МЫ проходим букву «Ы»,
В слове есть она «штанЫ»,
В слове «дЫм» и в слове»бЫк»,
К этой букве тЫ привЫк?
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах «кроты»,
«Бусы», «сыр» и в слове «мы».
Ты запомни букву «Ы»!
МЫшки вЫшли из норЫ,
грЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.
И конфетЫ и бобЫ,
И котлетЫ и грибЫ.
СЫтЫй ужин снился кошке:
СЫр дыЫрявый на окошке,
РЫбка жарилась в печи,
МЫшь прислала калачи.
Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с буквой «Ы».
Чистоговорки с буквой Ы
РЫ-РЫ-РЫ — съеду я горы.
ЫР-ЫР-ЫР — нашла мышка сыр.
ДЫ-ДЫ-ДЫ — вот стакан воды.
ЫД-ЫД-ЫД — жадиной быть — стыд.
МЫ-МЫ-МЫ — ждём уже зимы.
ЫМ-ЫМ-ЫМ — из трубы шёл дым.
НЫ-НЫ-НЫ — будем ждать весны.
ЫН-ЫН-ЫН — в огороде сын.
Скороговорки с буквой Ы (источник)
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Буква Ы купила мыло,
Им она посуду мыла.
Мыло мылилось и мыло,
Много сил у мыла было.
— Как ты думаешь, что мыла мылом буква Ы?
— Представь, что буква Ы потеряла палочку. В кого она тогда превратится?
Изображения буквы Ы



Поговорим с буквой Ы (источник)
— Что ты любишь кушать?
— Сыр.
— Каких животных ты знаешь?
— Мышь, крыса.
— Чем ты моешься дома?
— Мылом.
— Чем ты любишь заниматься?
— Прыжками, лыжами.
— Какие растения ты знаешь?
— Дыня, тыква.
Дефектология — звук .
Мой ребёнок не умел выговаривать звук : у него что МИШКА, что МЫШКА — всё одинаково. Пыталась объяснить как ставить язык, но всё в пустую…
Покопавщись в интернете, я нашла несколько заметок про то, как помочь ребёнку — вот они:
1) широкая улыбка, при этом открыть рот широко (между верхними и нижними зубами щель около 2 см), спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук ЫЫЫЫЫ.
2) Зажать ручку или карандаш зубами (не в рот положить, а поперёк между зубами держать, чтобы язык не поднимался вверх) и говорить «И». Когда ребёнок поймёт, где образуется звук «Ы», то сам сможет его произносить.
2а (другими словами): Пусть ребёнок улыбнётся, скажет «И». Потом берите карандаш или ложку и отодвигаете кончик языка назад. Язык при этом должен быть «бугром», а также показать на личном примере.
3) Надо попросить произнести сначала звук «И», затем попросить оттянуть язык назад, а спинку языка прижать книзу.
4) Чтобы ребёнок понял, как образуется звук «Ы», пусть говорит «КЫ-ГЫ-КЫ-ГЫ» — именно звук «Г» поможет языку отодвинуться назад.

5) Произносить долгое «Ууууууууу», а потом не меняя положения языка, поменять положение губ, растянув их в улыбку.
6) Произносить звук «Ммммммммм», потом открыть немного рот, растянув губы в небольшой улыбке — получится «мммммыыыыы».
У нас получилось!!! 🙂 Теперь звук «Ы» есть, только надо чуть потренироваться несколько дней 🙂 Наибольший результат дали упражнения №1, 5, 6. Упражнение №2 моему сынишке уж очень понравилось (ведь не каждый день мама разрешает брать карандаш в рот! :), но по-моему оно не дало того результата (или я не совсем правильно его делала).
Сказка про букву Ы (источник)
Однажды буквы стали играть в игру: каждая из них по очереди называла слова, которые с нее начинались. Проигрывала та буква, которая не могла назвать слово. Буквы твердый знак и мягкий знак играть отказались, сказав, что у них много дел и им некогда играть. Остальные буквы играли много раз, и каждый раз проигравшей становилась буква Ы. Она не могла придумать ни одного слова, которое начиналось бы на нее. Проиграв в очередной раз, буква Ы очень расстроилась и решила уйти из алфавита. Она сказала: — Нет ни одного слова, которое бы начиналось на букву Ы. Значит, я не нужна в алфавите, я уйду и никогда не вернусь. Буквы стали ее уговаривать остаться, но Ы была непреклонна. — Что может убедить тебя вернуться? — тогда спросили буквы. — Я вернусь только в том случае, если три предмета скажут мне, что без меня не могут жить, — так ответила буква Ы. И ушла. И тут стали происходить странные вещи: буквЫ, одна за другой, стали исчезать, пока не осталась одна единственная буква А. ШкафЫ, в которых хранились вещи, тоже исчезли. Остался только один шкаф. ЗвездЫ на небе погасли, осталась последняя, одинокая звезда. Буква А запаниковала — что же делать? Нужно срочно возвращать букву Ы, но где взять три предмета, которые не могут без нее жить? Буква А выглянула во двор и ахнула: там стояло множество существ. Это были: мЫшь, сЫр, часЫ, лыжЫ, крЫса, рЫба и мЫло. Они были уставшие, потрепанные и еле держались на ногах. — Нам нужна буква Ы, мы не можем без нее жить, — слабым голосом сказали они. И тут случилось чудо — откуда ни возьмись появилась буква Ы. Она сказала: — Оказывается, я очень нужна, и пусть меня нет в начале слов, я встречаюсь в середине слова и в конце. Без меня буквы превращаются в одну букву, звезды — в одну звезду, а мышь, сыр, часы, и многие другие животные и предметы просто не могут жить. Я возвращась, и больше никогда не уйду. После этих слов все вернулось на место: и звезды, и буквы, и шкафы, а мышь, сыр, часы, лыжи, крыса, рыба и мыло поправились, пошли домой и больше не грустили.

Постановка звука

Поставить ребенку гласный , как и другие звуки, лучше всего в игре. Эффективна игра «Один — много». Она заключается в образовании форм множественного числа существительных. Например: кот — коты, зуб — зубы, лиса- лисы, ваза — вазы.

Существительные первого и второго склонения лучше выбрать для игры заранее, так как не все из них в форме множественного числа имеют окончание -ы. В процессе игры выговаривается четко.

Для закрепляющего упражнения хорошо пропеть гласный на разные лады: в низкой и высокой тональности, долго и коротко. При этом можно изображать завывание могучего ветра, гнущего деревья, и тихое веяние легкого ветерка. Так отрабатывается артикуляция звука.

Стоит обратить внимание на особенность «Ы» в русском языке: ее никогда нет в начале слова, она может располагаться только в середине или в конце его (сыр, дым, усы).

Механизм перехода от произношения И к Ы.

Навыки четкого произношения звука целесообразно подкрепить его артикуляционной характеристикой: открытость губ и зубов при произношении; положение языка (пассивен); отсутствие препятствия при выходе струи воздуха изо рта.

Внимание детей следует привлечь к тому, что «Ы» участвует не только в образовании форм множественного числа, но и в образовании новых слов. Так, часы, которые могут быть расположены на руке, на стене или на столе, называют наручные, настенные, настольные.

Задание для дошкольников: печатная буква Ы

После устной работы ребенку предлагается внимательно рассмотреть графическое изображение «Ы». Затем — написать ее в воздухе, а потом в тетради. «Ы» пишется по клеточкам, для написания подойдет как шариковая ручка, так и карандаш.

Если перед дошкольником стоит задача написать букву на протяжении всей строки, то взрослый сам должен вывести в начале строки «Ы» как образец.

При возникновении затруднений у детей взрослый может помочь им двумя линиями или опорными точками для проведения линий. В крайнем случае можно написать ребенку всю букву, чтобы он просто обвел ее цветным карандашом или ручкой.

Требовать от дошкольника каллиграфического письма не надо.

1. Ы — (рус., фант.) голый вепрь, проклятый святым Микой (Икающий лес братьев Стругацких).
2. Ыал-Усуга — посёлок в Якутии в междуречьи рек Тумара и Келе, впадающих в Алдан. 63,35 °с.ш. и 130,05 °в.д.
3. Ыгыатта — она же Ыгыта — река на западе Якутии, левый приток Вилюя. Длина 601 км, площадь бассейна 11,2 тыс. кв. км. Берега реки круты и каменисты, течение быстрое, вода прозрачна и холодна. Уровень реки зависит от выпадающих в её долине дождей, в устьи глубина до 4 сажен. Была известна обилием на своих берегах цветных камней, называемых вилюйскими изумрудами, рубинами, сердоликами, халцедонами, яшмами, аквамаринами и полуопалами. Камни имели округленную форму и лежали всегда в русле реки или на песчаных отмелях.
4. Ыгыта — см. Ыгыатта
5. Ыйбён — (корейск., буквально — воины за правое дело, армия справедливости), в средневековой Корее народное ополчение (главным образом из крестьян) для отражения иноземных захватчиков; возникло в конце X в., в период нашествия киданей. В новое время это — вооруженные отряды корейских патриотов, боровшиеся с японскими агрессорами. Партизанская борьба таких отрядов приняла в Корее широкий размах в 1905—08 гг. после установления японского протектората. Лишь разгромив или оттеснив в глухие районы основные силы Ыйбёнов в августе 1910 г., японские империалисты аннексировали Корею.
6. Ыйсан — (625 — 702 гг.) выдающийся буддистский деятель Кореи периода Объединения. Полагал, что всё сущее в мире подобно отражению в глади морской поверхности и что истина может быть познана только в мире души.
7.Ыйсон — село в Южной Корее в районе Кёнсан-Пукдо. Железнодорожная станция. Ок. 36,30 °с.ш. и 129 °в.д.
8. Ыйчхон — (1055 — 1142 гг.) выдающийся деятель корейского буддизма периода Коре. Сын вана Мунджона. Являлся автором значительного числа буддистских сочинений, в большинстве своём не сохранившихся. Был главным организатором и руководителем издания «Продолжения большого свода сутр» («Сокчангён») в 4769 томах. Пытался преодолеть соперничество между традиционной и дзэн-буддистской школами, выдвинув учение о том, что путь открытия истины строго индивидуален и может быть любым, будь то углубленное изучение сутр или медитация.
9. Ыллымах — посёлок в Южной Якутии в 55 км к ЮЮВ от г. Томмот. Ок. 59 °с.ш. и 127 °в.д.
10. Ыльчи Мундок — полководец государства Когурё, организатор победы над китайскими захватчиками в 612г. Жил во II пол. VI — I пол. VII вв.
11. Ымыяхтях — посёлок в Центральной Якутии в 30 км к С от Якутска, на левом берегу Лены. 62,27 °с.ш. и 129,53 °в.д.
12. Ын — старое корейское имя. Известен Пак Ын Сик — корейский историк, философ, деятель национально-освободительного движения на рубеже XIX и XX вв.
13. Ынахсыт — нежилой посёлок в Якутии, на левом берегу реки Тамма, впадающей в Лену, 7 км к Ю от пос. Даркылах. 60,58 °с.ш. и 130,22 °в.д.
14. Ынтаев Владимир — руководитель ансамбля «Алтай-кай», лауреат премии ЮНЕСКО, рекордсмен планеты по длительности горлового пения, 2004 г.
15. Ынталы — село в Карагандинской области Казахстана в 50 км к северу от железнодорожной ветки на Байконур. Ок. 49 °с.ш. и 71 °в.д.
Ыныкчанский — посёлок на юго-востоке Якутии. Ок. 60 °с.ш. и 138 °в.д.
17. Ынырга — село в Горном Алтае; в нескольких километрах к югу от посёлка Сейка, на реке, которая впадает в левый приток Бии.
18. Ыомжу — железнодорожная станция в Пхеньяне, Северная Корея.
19. Ыппыт — молочно-товарная ферма в Центральной Якутии в 20 км к З от Лены. 62,54 °с.ш. и 129,20 °в.д.
20. Ыр — общее название песен у некоторых тюркских народов. У кумыков в Дагестане исполняются народными сказителями.
21. Ырбан — село в Туве в устье реки Хам-Сыра, впадающей в Большой Енисей. Ок. 51,30 °с.ш. и 95,40 °в.д.
22. Ыспарта — город и вилайет (административно-территориальная единица) на среднем Западе Турции. Расположены к северу от Таврических гор. Координаты города — ок. 37 °с.ш. и 30,45 °в.д.
23. Ыстаннах — остров на реке Лена в Центральной Якутии. 63,40 °с.ш. и 128,15 °в.д.
24. Ыстаннах-Хочо — посёлок в устье Олёкминской протоки Лены на севере Якутии.
25. Ытыккельское — озеро в Якутии, к востоку от Якутска. Это небольшое озеро на реке Татта, левом притоке Алдана. На берегу озера раньше располагался 20. Ытыкельский Преображенский погост с деревянной церковью, в которую приходило до 7000 якутов Бутурусского улуса.
26. Ытык-Кюёль — село в Якутии на федеральной автомагистрали «Колыма» в 239 км к востоку от Якутска. Ок. 62 °с.ш. и 134 °в.д.
27. Ытык-хая — он же Сургуев камень — гора в Якутии, на берегу Лены в 40 верстах ниже Якутска. Месторождения железной руды, бурого каменного угля и строительного камня.
28. Ытымджа — река на юге Якутии, левый приток Гонама. Течёт с запада на восток, примерно на 56 ° 40′ с.ш. и у 128 °в.д.

Загадки, поговорки и скороговорки

Для развития логического мышления ребенка хорошо использовать загадки. Ответом на них должно быть слово с «Ы», сопровождаемое картинкой, например дым («Вьется, взвивается, в небо устремляется»).

Развитию памяти и постановке звука способствует заучивание детьми поговорок и скороговорок. Поэтому в ходе урока учим ту или иную скороговорку. Например: «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы».

Стихотворения про букву Ы

Ребенку полезно для развития памяти запоминать стихотворения, и хорошо будет к занятию поручить детям запомнить подходящие по теме стихи. Детских стихотворений, посвященных гласной «Ы», много. Из самых распространенных — стихотворения Г. Виеру («Бык мычит две буквы…») и В Берестова («Жили-были прыгуны…»).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх