90-ые и анкеты для друзей

Мальчики из советского и постсоветского докомпьютерного детства тоже хорошо помнят такие тетрадки. Если удавалась завладеть таким сокровищем, то часто можно было выведать секреты всей женской половины класса. Так как красиво оформленный анкетник передавался девочками для заполнения из рук в руки.

Каждая приличная советская девочка кроме личного дневника, в который она записывала, кто из мальчиков ей нравится и как она несчастна, имела еще анкету и песенник.

Откуда взялись

Тяга советских школьников к красоте была иррациональной, и остановить их на пути к прекрасному было невозможно. Чего стоили стенгазеты, которые с любовью и восхитительной скрупулезностью выпускали в каждом классе.

Но кроме этой общественной части каждая девочка и даже некоторые мальчики создавали еще и красоту индивидуальную: украшали тетради, дневники, пеналы. Почему-то учителя с этим активно боролись. К счастью, были еще анкеты, песенники и гадалки, в которых дети могли по-настоящему оттянуться. Самыми популярными были первые.

Популярность их объяснялась не столько ярким внешним видом, сколько содержимым. Идея была простой, но гениальной. По сути, это было как бы продолжение дамских альбомов, про которые детям обязательно рассказывали на уроках литературы, но в более актуальном виде.

Собственно, первые анкеты завезли из Европы еще в девятнадцатом веке. Но в отличие от «старорежимных» дам советские девочки предпочитали не какие-то размытые приятные хозяйке строчки, а ответы на вполне конкретные вопросы. Возможно, тут сказалась общая любовь всей системы к анкетированию и опросам.

Детей не интересовало место прописки или наличие родственников за границей, на первом месте стояли более личные вещи. Затевалось все ради ответов на «Кто твой друг?», «Кто твой враг?» и обязательно «Кого ты любишь?». Интересовало это не только владелицу анкеты – все, кто получал тетрадь в руки, внимательно изучали написанное и обсуждали до бесконечности.

В некоторых районах тогда еще необъятной родины анкеты из-за этого даже называли «откровенники». И даже тот факт, что некоторые хитрецы ставили пропуск, не снижало накала страстей. С их помощью даже признавались в любви. Получалось намного милее, чем по СМС или в чате.

Как выглядели

Главное и, по сути, единственное требование к ней – она должна быть красивой. Использовали обычно толстую тетрадь на 96 листов (реже на 48). Чтобы было понятно, предмет достаточно дорогой и дефицитный: стоила она аж 44 копейки и периодически пропадала из продажи. Поэтому к ее украшению подходили серьезно.

Начиналось все с обложки. Тогда ничего не знали про скрапбукинг, но принцип был примерно тот же: все, что есть под рукой, и побольше клея. Конечно, с учетом того, что на канцелярском клее камушки и ракушки не держались. Оформленческий пыл поубавляли только тогда, когда удавалась достать импортные тетради с яркими обложками. Это было круче любой аппликации.

Обязательно украшали форзац и первые страницы. Вначале надо было написать правила. Ничего сложного, обычно запрещали вырывать страницы, править чужие ответы и всячески их портить, а также использовать «плохие» слова.

Особым шиком были правила в стихотворной форме. Можно было не выдумывать что-то с нуля, а воспользоваться уже готовыми, например:

«Анкета – не тетрадь,
Листы не вырывать,
А прошу еще о том –
Не писать карандашом!»

Иногда добавляли и какое-то пожелание. В идеале тоже в стихотворной форме.

«Пишите, милые подруги,
Пишите, милые друзья,
Пишите всё, что вы хотите,
Вот только глупости нельзя!»

Анкеты, кстати, все же иногда портили, несмотря на все правила. Чаще всего злоумышленниками выступали мальчишки и «добрые» подруги.

После предисловия шли сами вопросы. Чаще всего их было около 20, но были и короткие и умопомрачительно длинные варианты. Лист с содержанием/оглавлением мог находиться как перед вопросами, так и в конце анкеты. Его заполняли все, кто участвовал в опросе, аккуратно вписывая имя и фамилию и номер страницы с ответами.

Все свободное пространство хозяйка анкеты обязательно украшала. Чаще всего просто разрисовывала. Самое интересное, что краски почти никто не использовал, карандаши вообще не котировались.

Крутым считалось использование цветных фломастеров. Особенно если в наборе были какие-то не очень стандартные цвета. Их должно быть как можно больше, чтобы обязательно заметили. Сиреневые, розовые и фиолетовые цветы буквально оккупировали первые станицы.

Ну и, конечно же, вырезки и наклейки. Тут вариантов могло быть много: девушки из советского глянца, типа «Работницы» или «Крестьянки», иллюстрации из солидных журналов, любые издания о моде.

Единого мнения о том, стоит ли украшать ответы, не было. Чаще всего к этому подходили не менее ответственно, чем к обложке. Это был способ как-то показать свое отношение к хозяйке. Тогда уж использовали весь доступный арсенал: вырезки и фломастеры.

Что спрашивали

Главные вопросы, безусловно, касались отношений. То есть уже упомянутые «Кого любишь?» и «С кем дружишь?», но останавливаться только на них – это слишком скучно. Их в обязательном порядке разбавляли другими пунктами.

Составить такой опросник было не так просто, как может показаться. Полностью копировать чей-то чужой откровеннник означало признаться в том, что собственная фантазия подводит. Хотя бы несколько вопросов приходилось выдумывать самостоятельно.

В обязательной части необходимо было представиться, написать день рождения, в более позднее время еще и знак зодиака. Тут же было необходимо указать, в каком классе учишься. В пионерлагерях, куда приезжали из разных городов, могли попросить почтовый адрес. Дружить по переписке во времена СССР было чрезвычайно модно.

Следующий блок вопросов можно было назвать «Симпатии». Здесь спрашивали обо всем, что может нравиться: любимые цветы, книги, фильмы, песни, актеры, певцы и тому подобное. Тут же обычно прятали и самые интересные вопросы, те самые про любовь и дружбу. Но некоторые особо не заморачивались и размещали их в самом конце, «на виду».

Последний блок – самый философский. Именно здесь многие и упражнялись в фантазии. Тут поднимали глубокие темы: «Что такое любовь?», «Какой должна быть дружба?», «Какие три вещи ты возьмешь с собой на Луну?». Иногда встречались и странные пункты, вроде «Зачем ты ходишь в школу?» и «Как победить лень?».

Школьницы повзрослей, а анкеты вели вплоть до старших классов, вместо ненужной погони за оригинальностью предпочитали перейти к более актуальным темам взаимоотношения полов. Появлялись важные вопросы вроде «Зачем люди целуются?» или «Почему парень обнимает девушку?». В общем, время анкет заканчивалось как раз тогда, когда в этих пунктах появлялась конкретная информация.

Не только вопросы

Вопросы были не единственным, о чем должна была побеспокоиться владелица анкеты. Их необходимо было разбавить чем-то веселым. Частенько появлялись страницы со стихами, текстами песен, а в классах постарше – с тематическими афоризмами.

Но, откровенно говоря, последние призывали на помощь только, чтобы заполнить пустоту. Другое дело – секретики, гадалки и небольшой кармашек для подарков. Их делали в каждой такой тетради без исключения, и это были своеобразные мини-игры.

Интереснее всего было играть в подарки. На одной из страниц делали небольшой кармашек. Чаще всего его просто приклеивали, реже соединяли намертво с помощью все того же ПВА две страницы и в одной из них вырезали щель, как в почтовом ящике. Клали в такие кармашки сущие безделицы по современным меркам: фантики, вкладыши и суперприз времен СССР – наклейку. А иногда конвертик оставался пустым, особенно если анкету давали мальчикам.

Игра в гадание тоже была практически обязательной. Конечно, существовали специальные тетради-гадалки, в которых предлагалось сразу несколько разных способов заглянуть в будущее, но и в откровенниках без этого не могли обойтись.

Обычно от листа отрезали полоску, которую делили на несколько частей. Снова немного клея и теперь по каждой бумажкой скрывался ответ на какой-то вопрос. Чаще всего предлагали выбрать свою будущую любовь. Отогни любой квадратик и прочти, какой она будет: страстной, счастливой, несчастной или бестолковой.

Секретик сделать было проще всего: достаточно согнуть лист в треугольник и написать снаружи «Секрет. Не открывать!». Внутри рисовали свинку и оставляли поучительное «Ну, какая ж ты свинья! Веди написано – нельзя!».

Еще один вариант: лист складывали в тонкую полоску и писали на ней «Хочешь увидеть слона?». «Рулончик» приходилось разворачивать полностью, чтобы после издевательского «Иди дальше» прочитать «Пока ты шел, слона съели волки, остались от слона попа да иголки». Почему иголки – до сих пор остается загадкой.

Как все это работало

Создавалась вся эта красота не просто так – требовалось еще собрать ответы. Некоторые сравнивают такие анкеты с соцсетями. Ну а что? Все те же френды, лайки, глупенькие посты со стихами и котики во всех возможных комбинациях и ракурсах. Были даже свои тролли и забаненные.

Сходство действительно поразительное, но существовало одно очень важное отличие: все события происходили не в самом откровеннике, а вокруг него. Получив очередной ответ, девочки вначале внимательно изучали его, а потом долго и яростно обсуждали с подружками. При этом мелочей в этом деле не было.

Даже то, как анкету раздавали, имело значение. Смелые и решительные девочки могли просто дать заполнять ее всем по очереди. Естественно, даже в самом дружном классе не обходилось без эксцессов. Кто-то рассчитывал, что именно его назовут лучшей подругой, у других в симпатиях оказывался один и тот же мальчик. Некоторые еще и сравнивали свои анкеты в поисках несоответствий.

Более избирательные и острожные девчонки куда серьезнее подходили к тому, кто появляется в их тетради. Это было одновременно демонстрацией симпатий и доверия. Поэтому мальчики, хоть и не баловались созданием анкет, считая их абсолютно девчачьей забавой, но заполнить ее в большинстве случаев соглашались. Это приятно грело их самолюбие. Хотя к ответам на самые животрепещущие вопросы мальчишки могли подойти абсолютно безответственно. Видимо, они даже не подозревали, как внимательно изучались все их ответы.

Писал не писатель, писал не поэт, старался мальчонка 38 лет

Макс Усачев

Каждая приличная советская девочка кроме личного дневника, в который она записывала, кто из мальчиков ей нравится и как она несчастна, имела еще анкету и песенник. Такие тетрадки оформляли с огромной любовью: в ход шли открытки; вырезки из заграничных журналов или на худой конец «Работницы» и «Крестьянки»; упаковки дефицитных импортных колготок; фантики от жвачки и конфет; фотографии, дефицитные в то время переводные картинки-наклейки

В анкетах друзья и знакомые помимо ответов на вопросы оставляли свои фотографии, пожелания, рисунки. Анкеты ходили по рукам, и чем больше у тебя было ответивших (а особенно не из твоего класса), тем было круче! Так трогательно сейчас перечитывать свои мысли, наблюдения и рассуждения двадцатилетней давности. Наивно и чисто…
Анкеты

Количество вопросов в анкете зависело от фантазии ее хозяйки. Она должна была быть самой красивой и самой оригинальной, чтобы каждый хотел ее заполнить (ну что-то типа современных интернет сообществ чем больше «френдов», тем круче).

И вот она шла по рукам. Особенно старались подсунуть мальчику или девочке, которые нравились.
Начиналась анкета, как правило так:
Анкета не тетрадь,
Листы не вырывать,
А прошу еще о том
Не писать карандашом!

Или так:
Писал не писатель, писал не поэт, писала девчонка 12 лет!
В обязательном порядке туда входили вопросы об имени, прозвище, номере школы и дне рождения. А дальше шли: любимые цветы и цвета, любимые имена и праздники, любимые актеры и актрисы и все все любимое, что можно только себе представить.

.. всегда хотелось выпендриться, поэтому искал «неординарные» для 12 лет вопросы типа: «Кто важнее для общества: жестокий гений или серый обыватель, отъявленный лентяй?» Или: «Мог бы ты полюбить уродливого человека за его внутренний духовный мир?» Встречались и самые идиотские: «Почему ты любишь ходить в столовую?» Но самыми важными вопросами, ради которых анкеты и заводились, были «С кем ты дружишь?», «Кого ты любишь?», «Хотел бы ты дружить с хозяйкой анкеты?»
Сейчас так смешно читать ответы на вопросы типа: что такое любовь? «Четыре ноги под одеялом!», «Любовь – это когда «я» превращается в «мы», «Любовь это букет роз, в котором встречаются шипы», «Любовь – это чаша с ядом, покрытая шоколадом», «Любовь – это сказка, кровать и коляска», «Любовь – солома, сердце – жар! Один мужчина и пожар!»
Иногда на вопросы отвечали стихами:
На «П» моя фамилия
На «Т » меня зовут
На «Э» подруга лучшая
На «Д» мой лучший друг (тут обычно ставились инициалы мальчика, который нравится!)

Или:
Ты хочешь знать, кого люблю я
Его нетрудно отгадать
Будь повнимательней, читая
Я буду буквы выделять.

Еще:
«12 звездочек на небе
12 месяцев в году
12 мальчиков я знаю
и одного из них — люблю!»

Пожелания хозяйке анкеты тоже сопровождались стихами:
«Люби того, кем сердце дышит, кого забыть не в силах ты, кого твой взгляд повсюду ищет, кем заняты твои мечты».
«Роза вянет от мороза, а гвоздика от тепла. А моя подруга Лена (Ира, Алла и т.п.) не завянет никогда».
«Люби цветы, люби их дух, люби мальчишку, но не двух!»
«Котик лапку опустил в синие чернила и красиво написал «Юля, будь счастли́ва!»
«Цветок сорвешь, потом бросаешь, ты не давай себя сорвать. Не позволяй всего, что просят, и вечно будешь процветать».
«Если с парнем вышла ссора, не гоняйся, не зови. Если любит, то вернется, а не любит, то не жди».

Как же мы злились на мальчишек, когда они, соревнуясь между собой в остроумии, писалиответы на вопрос «Твои любимые духи» – «Ослиный пот». Им весело, а для нас трагедия – анкету испортили. Или вписывали кому-то «идиотские пристрастия». Например, в ответ про любимые группы вписывали какую-нибудь «Лейся, песня!» или, чего хуже, Иосифа Кобзона и Льва Лещенко. Это было нечто вроде взлома странички ЖЖ-шки.

Иногда анкеты сопровождались разного рода «секретиками» или советами. На заложенных уголках писали:
«Кто откроет этот секрет, тому дам 100 грамм конфет». Открываешь, а там: «Извините, денег нет, не могу купить конфет».
Или: «Кто откроет этот лист, тот похож на этот глист» (и рядом червяк нарисован):
«Открыв секрет, себя ты губишь. Теперь пиши кого ты любишь».
«Обязательно открой: полезный совет». «Не влюбляйся с ранних лет, от любви таблеток нет».
Песенники

Это были обычные школьные тетрадки (общие), куда старательно красивым почерком записывались слова любимых песен. Например, в исполнении группы «Земляне» или из фильма «Три мушкетера». Помимо этого, в песенники вписывались «народные», так называемые «жалостливые песни» о несчастной любви типа «вдали стоял белый дом, а в нем сидела Мэри, шулула и принца вроде как ждала.»

Или вот шедевр:
«Что случилось с тобой, милый мальчик?
Если болен – врача позову.»
«Мама, мама, врач не поможет,
Я влюбился в девчонку одну.
У нее, мама, модная стрижка,
Голубые, как небо, глаза.
И похожа она на мальчишку,
И веселая, как стрекоза.»
«Разрешаю любить тебе, мальчик,
Голубые, как небо, глаза.
Но скажу я тебе по секрету:
Это дочь твоего же отца.»
Замолчите, проклятые струны,
Дайте сердцу мальчишки покой.
Той же ночью убил он девчонку,
А наутро покончил с собой».

Записывали и плакали. А в пионерлагере были популярны всякие «переделки» (музыка из популярной песни, слова «местных» поэтов). Помните популярную «переделку» на песню из фильма «Неуловимые мстители»: «Есть паста в кармане и надо успеть мальчишек намазать и песню допеть»?

В большинстве случаев песни записывались по памяти с телевизора и радио. Или приходили к счастливому обладателю кассетного магнитофона, по несколько раз крутили песню, потом ставили на паузу и записывали услышанное (не всегда правильно, поэтому зачастую появлялись достаточно забавные варианты). Часто обменивались: «Дай переписать Боярского, а я тебе Пугачеву».

Рядом с песней клеили вырезки из журнала мод или открытками с изображением любимых певцов и актеров (в киоске продавались по 8 копеек).
Тексты песен зачастую были разбавлены стихами и мудрыми наблюдениями следующего плана: «Люби одного, а не десять, а то на березе повесят», «Любить одного гордость, любить двух подлость» и т.п. Или: «В 13 лет любовь опасна,в 15 лет любовь прекрасна, в 17 лет любовь жива, а в 25 уже стара».
Гадалки

А еще были «гадалки». Например, предлагалось выбрать любимый цветок, а на следующей страничке узнать его «значение». Роза – «страсть», василек «скромность», ромашка – «нежность» и так далее. Бытовали и такие гадалки «по цвету глаз». Считалось, что обладательница черных глаз – «роковая любовь», голубоглазая девочка «спокойствие», сероглазая «милая» и так далее. Были и забавные, совершенно несерьезные «гадалки». Предлагалось, например, узнать свое будущее. Отгибаешь уголок и видишь предсказание: «Сегодня ты получишь двойку!»

Были склеенные друг с другом и сложенные гармошкой тетрадные листы. На каждом листочке «гармошки» – графа с ответами, кажется, их было 18. А сверху, над графой вопрос. Вопросы придумывали сами. Их можно было придумать очень много, и были они примерно такими: во сколько лет ты выйдешь замуж (женишься)? Сколько раз будешь замужем (женатым)? Сколько будет детей? В каком городе будешь жить? Какая будет зарплата у тебя, у мужа (жены)? Сколько комнат будет в твоей квартире? и т. д. Например, тот, кому гадают, называет цифру 10. Значит, его будущее «предрешено» под цифрой 10: в каждой графе, на каждый вопрос зачитывается написанный под этой цифрой ответ. Конечно, к таким «гадалкам» относились с юмором. Чаще всего так развлекались на переменах.

Историческая справка

Адвент (от лат. adventus — пришествие) — предрождественское время, к которому приурочены многочисленные религиозные обряды и обычаи. Адвент — время ожидания Рождества Христова. Продолжительность Адвента около четырех недель, что включает, как правило, 4 воскресенья, другими словами, 3 полные недели с добавлением от 1 до 6 дней в зависимости от того, на какой день недели приходится Рождество. Все воскресенья Адвента приравнены к великим праздникам

Известный детям календарь Адвента появился на свет совсем недавно, в конце 19-го века, в Германии. И без ребёнка-почемучки тут не обошлось. Фрау Лэнг просто замучил сын Герхард, который каждый день спрашивал маму, когда же уже наступит Рождество?! Она не выдержала и сделала ему из картона с окошечками календарь – по количеству дней перед Рождеством. Герхард мог открыть только одно окошко в день, за ним пряталось маленькое печенье. Так он видел сам, сколько печенья ещё нужно съесть до главного праздника, сколько осталось дней. Кстати, когда мальчик вырос, мамино изобретение стало приносить ему прибыль – он стал выпускать первые в мире адвент-календари – коробки с окошечками, за которыми прятались уже не печенюшки, а конфеты.

России создание адвент-календарей нельзя назвать традицией, однако в последние годы они приобретают все большую популярность. Зачем же он нужен ребёнку? Маленьким детям обычно очень сложно осознать время – это такое неуловимое понятие, которое малыши любят чем-либо стуктурировать и заполнять. » А сколько надо раз поспать, чтобы поехать к бабушке?» «А сколько надо раз позавтракать, чтобы наступил Новый год?»… Дни, недели, месяц — а сколькодо нового года будет прогулок, а сколько книжек перед сном? А как можно измерить это время в «шоколадках» или маленьких ежедневных сюрпризах или в волшебных историях на ночь? Календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. И конечно же, он создает ту неповторимую атмфосферу волшебства, которая бывает только в Новый год. Адвент-календари могут быть самыми разными, главное, чтобы они помогали детям ощутить приближение чудесного праздника.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх