Ритм в фотографии

Ритм в фотографии — это определенный способ организации, подразумевающий чередование с определенным интервалом. Если рассматривать понятие подробнее, то можно заметить, что чередование предметов и событий обнаруживается повсюду. Вся жизнь подчинена ритмам. Земля вращается вокруг Солнца, и день сменяется ночью. Осень — зимой, весна — летом. Само время в нашем понимании состоит из повторяющихся секунд, минут, часов, дней. Биение нашего сердца, дыхания — это тоже ритм. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наше восприятие тоже подчиняется этим законам. Люди с гораздо большей легкостью усваиваем информацию, организованную ритмически, чем ту, в которой этого нет. Некоторые виды искусств, например, музыка и поэзия, подчиняются этому закону.

В визуальных искусствах ритм не обязателен, но неправильное использование этого принципа может испортить восприятие от фотографии. Он является очень сильным изобразительным средством, и применять его надо с умом. Ритм один из инструментов фотографа для организации содержания снимка, является одним из приемов композиции.

Композиционные приемы в фотографии

Композиция в фотографии — это построение и последовательность изобразительных приемов, реализующих художественную идею. Это соотношение и взаиморасположение частей кадра. Существуют следующие композиционные приемы:

  • правило третей;
  • симметрия;
  • глубина резкости, расфокусировка;
  • Виньетка, естественная рамка;
  • диагонали и треугольники;
  • нечетные объекты;
  • пространство в кадре;
  • точка съемки;
  • направление и пространство;
  • цвет;
  • баланс;
  • ритм.

Ритм в композиции для фудфото

В произведении искусства ритм понимается как закономерное чередование каких — либо композиционных элементов. Несколько последовательно повторяемых в определенном порядке композиционных элементов. Один их примеров -уходящий в даль кадра ряд капкейков на столе. Ритм в фотографии многогранен, он может выражаться даже в чередование теней, оттенков или цветов на фото в определенной последовательности. Ритмом называется всё, что повторяется.

Удачно выявленный ритм на фотографии становится отличной основой для кадра, т.е. делает снимок привлекательным и одновременно гармоничным с точки зрения зрителя. Хотя при просмотре фотографий мы никогда не задумываемся об этом. На подсознательном уровне этот способ организации пространства считывается очень четко. А вот не удачное использование этого приема может полностью разрушить кадр. Обычно ритмичность на фото начинает ощущаться зрителем при повторении трех-четырех элементов, хотя наилучший эффект возникает, когда число этих элементов намного больше.

Ритм как часть композиции

Очень важно понимать, что ритм как часть композиции должен быть логичен на вашем фото. В природе можно встретить различные повороты: рисунок цветка, линейные повторы волн, складки песков или столбы, деревья, забор, полосы на одежде. Неумелое использование ритма в кадре, может привести к потере исходного смысла, ради которого фотокадр и создавался. Человеческий мозг любит цепляется за линии в кадре и следить за ними и если эти линии уходят за кадр, то человек автоматически убегает с вашей фотографии. Обращайте внимание на текстуру в кадре. Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры — ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.

Ритм — это часто жесткий контраст, который притягивает взгляд и опять же уводит человека с главного объекта съемки. Поэтому если ваш главный объект в кадре не входит в структуру ритма, то лучше не использовать этот принцип на коммерческих продающих фото. Основной ошибкой использования этого приема на фото еды — это жесткий ритм на фоне. Полосы на фото фонах, очень сильно отвлекают смотрящих и часто уводят взгляд человека из кадра, происходит дисгармония между активным фоном и нежной кондитерской продукцией. Сами посмотрите на любое фото где белые доски и черные промежутки — нравится? или чувствуется раздражение? А если полоса на столе, то сразу хочется следить за линией, то есть уйти из кадра. А у коммерческой фотографии другая задача- удержать взгляд клиента, как можно дольше на фото.

Цветовой акцент в фотографии

Цветовое пятно в композиции – это цветная деталь, яркий акцент, сосредоточенный в небольшой области снимка и привлекающий внимание за счет контраста с окружающими его тусклыми, приглушенными или, по крайней мере, однородными цветами. То есть цветовым пятном считается не красное платье или пальто на крупном портрете, а красный тюльпан или помада – детали, акцентирующие внимание на руках или губах модели.

Человеческий глаз инстинктивно ищет на фотографии самый яркий элемент. Помните моду, когда в кадре выделяли красный (или любой другой) цвет, а все остальное оставляли черно-белым? Сейчас такая обработка уже не в тренде, а тогда этот закон композиции был возведен в степень.

Это и правда мощный прием, но будьте осторожны! Яркие огни или пестрые цветовые пятна в стороне от главного сюжета отвлекают внимание и могут не только затруднить восприятие изображения, но и вовсе лишить его смысла.

Схематично 20 приемов композиции в фотографии можно изобразить так:

Мы собрали для вас доску из 230 фото с применением ярких приемов композиции в фотографии. Вдохновляйтесь!

Все фото в статье взяты из открытых источников, принадлежат своим авторам и используются в целях иллюстрации.

Геометрия в фотографии

Геометрия в фотографии – это простые формы, такие как квадрат, треугольник, круг, прямые и кривые линии. Геометрию проще всего найти в архитектуре, однако ее много и в естественной природе: горы и скалы, линии прибоя и горизонта, листья и камни, солнце и луна.

Например, у квадрата очень активные зоны – это углы, а у круга или овала – это центр. Не случайно, с давних времен сложилась традиция портретов в овале, чтобы углы не отвлекали внимание от главного – изображения лица.

Вообще выделяют три базовых фигуры. Это прямоугольник, треугольник и круг. Всё остальное – овал, квадрат, трапеция, ромб – всего лишь их вариации. Все они отличаются как графически, так и эмоционально.

Квадрат – это самая простая, устойчивая, законченная форма, вызывающая утверждающие образы. Он ассоциируется с такими понятиями, как порядок, стабильность, надежность, прочность. В то же время, квадрат воспринимается несколько приземленно и тяжеловесно.

Прямоугольник, расположенный большей стороной по горизонтали вызывает ощущение стабильности, покоя, основательности. Прямоугольник, расположенный большей стороной вдоль вертикали, создает ощущение легкости, воздушности.

Треугольник – самая динамичная форма, которая ассоциируется с движением, развитием, скоростью. В положении вершиной вверх треугольник (особенно равнобедренный) вызывает образы устойчивости, стабильности, спокойствия. В положении вершиной вниз треугольник (особенно неравнобедренный) создает динамичную композицию.

Круг выражает идею природы, земли, мироздания. Данная форма направляет взгляд внутрь кадра. Круги – самые приятные глазу фигуры, которые можно смело использовать в кадре. Они сразу приковывают внимание зрителя и, благодаря своей идеальной симметричности, привносят в изображение гармонию. Поскольку у круга нет углов, он прекрасно контрастирует с прямоугольным форматом кадра.

Функции геометрических форм:

  • Направление взгляда. Эту функцию выполняют реальные или воображаемые линии, которые берут начало у края кадра и идут в его глубину, чаще всего к смысловому центру снимка. Построенные по этому принципу снимки легко прочитываются, их содержание почти мгновенно доходит до сознания зрителя, а это одно из главных условий хорошей композиции.
  • Разделение пространства. Разделители пространства делят снимок на отдельные зоны, несущие свою смысловую нагрузку, но работающие вместе для создания единой композиции. Простейший разделитель – линия горизонта, отделяющая небо от поверхности моря. Очень хорошо смотрятся в качестве разделителя пространства треугольники, диагонали и незамкнутые линии.
  • Обрамление изображения. В качестве обрамляющих элементов отлично работают дверные проемы, арки, окна, деревья, которые притягивают взгляд зрителя и фокусируют его на основном объекте. Важно чтобы обрамление присутствовало, как минимум, с двух сторон снимка и было выполнено в спокойной тональности, желательно более темной, чем главный объект снимка.

Пробуйте, экспериментируйте и не забывайте, что в одном снимке вы можете использовать сразу несколько геометрических фигур для построения композиции.

Линейная перспектива в фотографии

В изобразительном искусстве перспектива (фр. perspective от лат. perspicere – смотреть сквозь) – это техника изображения удаляющихся объектов в соответствии с кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в одной точке на горизонте.

А в фотографии линейная перспектива – это прием, который используется для придания кадру глубины и объема. Удаляющаяся дорога, мост, пирс, аллея деревьев, тротуар с фонарями, коридор с колоннами или арками – все эти объекты, уменьшаясь при удалении от объектива, помогают сделать двухмерный снимок объемным, глубоким, требующем пристального внимания.

Этот прием может быть как основным (например, в стрит-фото), так и вспомогательным (к примеру, в портретной съемке). Линейная перспектива может вести к главному герою снимка, а может и служить фоном для портрета.

Тональная перспектива в фотографии

Тональная перспектива – это приглушение цвета и тона предметов и их контрастных характеристик при удалении вглубь пространства. Чем дальше от нас объекты, тем менее четкими становятся их контуры, оттенки светлеют и приглушаются.

Тональная перспектива зависит от влажности и запыленности воздуха и ярко выражена во время тумана, на рассвете над городом или водоемом, в горах, в лесу, в пустыне или степи во время ветреной погоды, когда поднимается пыль.

Это мощный пейзажный прием, который помогает передать объем и глубину пространства. Его можно использовать и при обработке, осветляя дальний план, например, в портретах.

Равновесие и дисбаланс в кадре

Равновесие (или баланс) в фотографии ощущается тогда, когда все включенные в кадр элементы сбалансированы между собой. Зрительное равновесие достигается соответствующим распределением тональных пятен, предметов и фигур в рамке кадра.

Простейшим примером композиционного равновесия является симметрия, причем визуальное равновесие по горизонтали (то есть справа и слева) гораздо сильнее для восприятия, чем по вертикали (то есть сверху и снизу). Однако для этого закона композиции важно не буквальное равновесие разных частей кадра, а их визуальный вес, то есть количество внимания, которое зритель уделяет тому или иному элементу изображения.

Используйте равновесие как прием композиции, если вы хотите передать чувство спокойствия и гармонии. Однако если вы снимаете сюжет, в котором хочется показать напряженность момента, волнение за героя, то, наоборот, лучше пошатнуть равновесие в кадре, оставить бездну за спиной скалолаза или под ногами канатоходца.

Равновесие и дисбаланс в кадре помогают нам играть чувствами и эмоциями зрителя. Поэтому практикуйтесь побольше, чтобы развить чувство визуальной весомости предметов и тональных пятен, а также, научиться распределять этот вес по всему кадру.

Формат кадра

Одним из базовых приемов композиции является формат кадра. И сейчас это не про RAW и JPEG, а про соотношение сторон снимка, его высоту и ширину. Ориентация кадра может быть горизонтальной, вертикальной и квадратной.

Горизонтальный формат. Поскольку глаза у человека расположены горизонтально, мы видим мир именно в горизонтальном формате. Он нам привычнее и комфортнее. Этот формат еще часто называют пейзажным, так как просторы и панорамы мы обычно фотографируем именно горизонтально. Также горизонтальный формат повсеместно используется на проекторах и телевизорах.

Фотограф Евгений Тимашев снял одно и то же место как в горизонтальном, так и в вертикальном формате.

Вертикальный формат более динамичный и претенциозный. Он заставляет зрителя отказаться от привычного созерцания и просканировать изображение сверху вниз. Этот формат еще называют портретным, так как он часто используется для съемки людей, позволяя рассмотреть черты лица и фигуры. Но также его применяют для съемки архитектуры и пейзажа, чтобы акцентировать внимание на одном объекте по отношению к окружению. С появлением камер в мобильных телефонах этот формат приобрел огромную популярность, настолько, что уже некоторые фильмы специально монтируют под вертикальный формат!

Евгений Тимашев: «При помощи телеобъектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности».

Квадратный формат – завоевавший свою популярность благодаря Instagram, этот формат очень стабилен и уравновешен. Взгляд зрителя при таком формате двигается не из стороны в сторону, а по кругу, рассматривая все детали объекта. Правильная форма этого формата позволяет создавать абстрактные симметричные композиции.

Фотограф Евгений Тимашев, кадрирование наше.

Какой формат использовать?

Обычно если в кадре превалируют горизонтальные объекты, советуют выбирать горизонтальную ориентацию кадра, а если вертикальные, то, соответственно, вертикальную. Если же объект имеет правильную форму, выбирайте квадратный формат.

Однако это не всегда так. И доказательство этому – призеры пейзажного фотоконкурса The International Landscape Photographer of the Year 2019.

Примеры ритма в фуд фотографии

Рассмотрим следующие примеры фото, где использован принцип ритма, для привлечения внимания зрителя. Очень хороший прием при съемки тортов, показать разрез изделия. Кондитеры часто замечают, что самый большой отклик получают фотографии разрезов. Особенно где четко видно слои изделия. Это и понятно, поскольку такое сочетание в кадре и есть то самое повторение линий. За который цепляется мозг и рассматривает фотографию детально.

Ещё один хороший пример, это декор на торте в виде шоколадных подтёков. Завораживает и заставляет рассматривать изделие подробнее.

Можно разложить так продукцию в кадре, чтобы создать ритм. Например конфеты, капкейки, зефир. Мы видим, что початки кукурузы создают определённый ритм, так же как хлебные палочки. Помните, что всё в кадре должно быть логично. На данном фото показан процесс украшения продукции и понятно, почему пирожные расположены именно так.

Один из ошибочных использований ритма в фудфото это злоупотребление этим приемом за счет фотофона. Поскольку контрастные линии уводят взгляд человека от основного объекта в кадре. Не вызывают желаемого результата. А цель фудфотографии продажа продукции на фото.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх