Правила общения воспитателя с родителями воспитанников

Само по себе стремление родителя быть в курсе того, что происходит с ребенком, достойно поддержки. Чтобы понимать, каково вашему ребенку в саду, достаточно обратиться к воспитателю вечером с одним «широким» вопросом. Например: «Как сегодня Саша?» или «Как у Кати прошел день?». Педагог сам выберет то главное, что необходимо до вас донести. В остальном – доверяйте опыту и профессионализму воспитателей, а также собственной способности справиться с ситуацией, если вдруг вам что-то не удалось вовремя отследить.

Не конфликтуйте

Разногласия и спорные моменты возникают в любом взаимодействии. В том числе между воспитателями и родителями. Если будете настаивать на своей правоте, не будете давать педагогу шанса высказать свою точку зрения, будете повышать голос и демонстрировать раздражение всякий раз, как почувствуете, что что-то в саду вызывает ваше внутреннее несогласие, вы ступите на скользкую дорожку. Ведь действительно, если ребенок за драку был посажен на стульчик в сторонке и исключен из общей игры, можно впасть в форменное негодование и раздуть громкий скандал раздуть… Но в итоге вы потеряете с воспитателем всякую связь и кроме скупого утреннего «здравствуйте» вам больше не о чем будет говорить. Подумайте, нужны ли вам такие отношения?

Однако, если вы замечаете, что воспитатель явно раздражен на вашего ребенка и открыто выражает свое недовольство вам как родителю, внимательно выслушайте педагога, стараясь понять причину его гнева. Используйте фразы: «Да, я вас понимаю», «Понимаю, как его плач сегодня утомил вас», «Сложно, когда дети сразу лезут драться». Это даст воспитателю ощущение того, что его понимают, выслушивают его мнение, а не оставляют один на один с проблемами в группе. Это способствует снижению напряжения в беседе. Продемонстрируйте воспитателю готовность решать ситуацию со своей стороны в фразах: «Я обязательно поговорю с сыном дома», «Как родитель я задумаюсь над тем, как предотвратить подобные случаи». Спросите у педагога напрямую, в чем он видит вашу помощь и как вы могли бы сотрудничать для решения возникших проблем.

Не жалуйтесь за спиной

Если родители, имея определенные вопросы по пребыванию ребенка в группе, предпочитают решать их «сверху», минуя откровенный разговор с воспитателем, – подрыва доверия в отношениях не избежать. Ничто так не обижает педагога как поданная «за спиной» жалоба выше. Написать ее современным родителям не составляет труда. Заведующая, районный отдел образования, соответствующее министерство, администрация президента в конце концов – все они легко узнают о проблеме, получив лаконичный емэйл. А далее – по факту каждого обращения на любой уровень руководства должна быть проведена тщательная проверка. Она крадет у педагогов время, нарушает привычный ритм работы и вызывает досаду от признания того факта, что, обратись родители непосредственно в группу, – ситуация решилась бы быстрее и легче. Обида, непонимание, ощущение предательства, а порой и беззащитности – те чувства, которые вспыхивают в воспитателе, столкнувшимся с попыткой родителей решить проблему «на высшем уровне». Недоверие и желание держаться подальше, которое впредь эти родители будут вызывать у педагога, порой сказываются и на ребенке. Такого, как понимают воспитатели, лучше вообще не трогать. Во всех, даже самых позитивных смыслах этого слова. А то вдруг снова нажалуются.

Если родители недовольны воспитательными приемами педагога, эффективнее выделить время и встретиться с воспитателем, чтобы четко, воздерживаясь от обвинений, обозначить негативные факты и предложить педагогу вместе подумать над тем, как устранить проблему. Только в том случае, если подобный разговор с воспитателем ничего не даст, важно обратиться к заведующему или его заместителю для того, чтобы обсудить возникшую проблему. Имея большой опыт руководства педагогическим коллективом сада и самостоятельной работы с детьми, они могут изрядно способствовать тому, чтобы поведение педагога менялось в лучшую сторону.

не игнорируйте слова воспитателей

Пребывание ребенка в саду сопряжено с необходимостью следовать правилам группы, соблюдать распорядок и выполнять требования воспитателей. Малыш учится этому постепенно. И на этом пути воспитатель может обращаться к родителям с просьбами. Например, учить ребенка дома пользоваться столовыми приборами и самостоятельно одеваться, осваивать с ним спокойные игры, прививать культуру общения без драк. Так ребенку проще привыкнуть к саду, а воспитателю – к ребенку. Когда родитель игнорирует просьбы педагога и оставляет его один на один с вопросами воспитания малыша, это затрудняет работу, а некоторые ситуации и вовсе делает неразрешимыми. Пренебрегать рекомендациями воспитателя стоит лишь тогда, когда вы согласны потерять с ним контакт и хотите явно подчеркнуть свое неуважение к его опыту и педагогическому профессионализму.

Если требования педагогов никак не совпадают с вашей философией воспитания, подумайте, а действительно ли вам нужен детский сад. Исторически созданный для формирования в ребенке «нормативных» (признанных, ожидаемых, поддерживаемых) способов поведения, общения и познания мира, сад задает одинаковый, общий уровень требований для посещающих его детей. Если вам они претят, воздержитесь от бесполезных попыток изменить систему и, забрав ребенка из учреждения, подумайте, какие другие способы организации его развития вам доступны. Сейчас таких много: и частные развивающие клубы, и коммерческие группы, и детские центры с разнообразными педагогическими системами.

Тамара Давыдова
Несколько советов молодым воспитателям по оптимизации общения с детьми

1. Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний,формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям и вам самим.

2. В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и тоже, и он срывается на крик и угрозы.Нужно помнить: «Крик- это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В. А. Сухомлинский).

3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать свое грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актеры

Насколько важно этому научиться, понятно каждому. Наше настроение заразительно, оно передается детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.

Дети всегда тянуться к людям, которым свойственно повышенное веселое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих детей он не должен ни словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребенка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.

5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнет всех «причесывать под одну гребенку», «подгонять» индивидуальные свойства того или иного ребенка под общую линию. Бережное отношение к личности ребенка — это прежде всего признание его непохожести, особенности проявлений характер, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребенка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

6. Важным условием оптимизации общения с ребенком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребенок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обремененные множеством дел, обычно бросаем обратившимся к нам; «Погоди, потом, потом!» При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытиями, мнениями.

Одним из важных качеств педагога является его умение организовывать конструктивное взаимодействие с детьми, общаться с ними. Воспитателю необходимо знать законы педагогического общения.

Педагогическое общение – это неотъемлемый элемент труда воспитателя, это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения. Оно занимает ведущее место во взаимодействии детей и взрослых. Педагог не сможет добиться значимых успехов в обучении, воспитании и развитии ребенка, если не сумеет расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения.

Через общение воспитатель организует поведение и деятельность воспитанников, оценивает их работу и поступки, вызывает соответствующие переживания по поводу поступков

Таким образом, педагогическое общение, особый вид творчества.

Оно находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ребенка, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

На работе и в жизни от нас все чего-то ждут. К нам предъявляют определенные требования в профессиональном и в личностном плане. А та позиция, которую мы занимаем в жизни, является определяющей в стиле общения, который влияет на результат нашей работы.

Стили общения: авторитарный, демократический и либеральный. При авторитарном стиле педагог берет все на себя. Цели деятельности, способы выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе ребенка. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживания, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.

При демократическом стиле общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей и родителей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Это стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения – совет, рекомендация, просьба.

При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения-увещевания, уговоры.

Замечу, что в чистом виде тот или иной стиль встречается редко. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности педагога могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразно позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело с малышами или старшими дошкольниками,каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

Искусству общения надо учиться, «но нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом,если он откровенно говоря не любит детей и не любит профессию» А. А. Леонтьев.

Советы молодым воспитателям.

— четко формулируйте конкретную задачу, которую вы решаете в общении и через общение.

-продумайте стратегию тактику общения, отберите возможные приемы взаимодействия на сознание и поведение детей.

-организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшее изменение в микроклимате группы.

-избегайте штампов в общении с детьми.

-старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым воспитанникам.

-специально думайте над построением своих взаимодействий с трудными детьми.

-стремитесь, чтобы в процессе вашего общения с детьми чаще звучали одобрения и похвала, поощрение.

-следите за собственной речью, помните, что она — отражение вашей личности.

-умейте слушать детей, чаще улыбайтесь им.

-старайтесь понимать эмоциональное состояние, переживание ребенка.

-принимайте чужие печали и радости как свои, и вы сможете предугадывать поведение людей.

С понятиями «хороший воспитатель» и «плохой воспитатель» я столкнулась не понаслышке. Так сложилось, что в детском саду, в который ходил мой ребенок, воспитатели долго не задерживались (да и кто долго продержится на зарплату в 1 500-1 600 грн. в месяц?). Если у моего ребенка спросить, как звали его воспитательницу – он не скажет. Не потому, что у него плохо с памятью, а потому что за все время пребывания детки в учебном заведении у него сменилось 10 педагогов! И кто-кто, а я уже точно знаю, как отличить хорошего воспитателя от плохого.

Хочу отметить, что маме стоит быть очень и очень внимательной к своему ребенку. О том, что его воспитатель – не хороший, он никогда не скажет, особенно, если детка еще в том возрасте, когда и говорить толком не может. Поэтому, каждой маме, у которой малыш начал посещать детский сад, нужно обращать внимание на малейшие изменения в поведении детки. Что должно насторожить маму?

Внешность воспитателя часто очень обманчива. Когда мой ребенок перешел в старшую группу, у него в очередной раз поменялись педагоги. Одна воспитательница была молоденькой симпатичной девушкой, только-только закончившей пединститут, а вторая – перевелась из другого детского сада, внешне не очень приятная женщина, страдавшая от лишнего веса и имеющая на носу огромную бородавку (каждый раз, встречая ее в группе, у меня в памяти всплывал фильм «Моя ужасная няня»).

Молодая воспитательница казалась такой отзывчивой, открытой, каждый раз утром пыталась поговорить с приводившим ребенка родителем, а вечером рассказывала, как себя вело чадо в течение дня. А вот вторая воспитательница была постоянно занята. Она выходила из группы только чтобы забрать пришедшего ребенка с собой. И если надо было что-то уточнить, то обязательно надо было спрашивать у нее, не занята ли она и может ли отвлечься. Угадай, к какой воспитательнице мой ребенок бежал с радостью, а к какой мы шли со слезами на глазах? Если ты решила, что к девушке, то поспешу огорчить – он ее терпеть не мог. А вот к той «ужасной няне» бежал сломя голову, на ходу рассказывая, что интересного он узнал в течение прошлого дня, и спрашивая, что они сегодня будут делать. Как оказалось, эта женщина постоянно выдумывала интересные игры и занятия для малышни, они ни минуты не сидели и не страдали от скуки. Каждый день общения с этой женщиной для детей был днем открытий. А вот молодая воспитательница оказалась «педагогом» только на словах. К счастью, надолго в детском саду она не задержалась.

Из еще одного случая я поняла, что возраст воспитателя никак не сказывается на его воспитательных способностях. Часто оказывалось, что молоденькие девушки были намного интереснее малышам, чем женщины пенсионного возраста с огромным, как мне казалось, «багажом опыта за плечами». Одна из таких воспитательниц сильно подпортила психику многим деткам нашей группы, наказывая их лишь за то, что им было скучно просто играть игрушками, и они начинали носиться по группе с криками. При этом наказания были довольно жестоки, для детей 3-4 лет. Например, она закрывала шалуна в спальне и приказывала ему ложиться спать. Из-за этого я долго не могла понять, почему мой ребенок, которого по выходным уложить на дневной сон не составляло труда, вдруг начал при этом действии закатывать истерики. Хорошо, что малыш уже довольно сносно разговаривал и после допроса с пристрастием, все рассказал. Пришлось пойти к заведующей, и этого «педагога» от нас убрали.

Какие еще изменения в поведении в поведении ребенка могут говорить о том, что у него плохая воспитательница?

  • Если во время игр карапуза с игрушками, некоторые из них оказывают «наказанными» и попадают в угол.
  • Если детка говорит, что очень хорошо, когда никто не кричит.
  • Если попросить ребенка нарисовать свою воспитательницу, то он отказывается ее рисовать или рисует педагога с большими руками или ртом.
  • Если у твоего малыша проколов с мокрыми штанишками уже почти не происходило и тут внезапно он начал писать в постель ночью или днем – это сигнал, что пора начать разбираться, что в детсадовской жизни крохи произошло не так.
  • Если после длительного посещения детского сада с удовольствием ребенок вдруг начал плакать по утрам и отказываться идти в группу.
  • Если другие мамы начали интересоваться твоим мнением по поводу воспитательницы и ее отношения к ребенку.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх