Загадки Бабы-Яги, или весёлые путалки-кричалки для детей

Ведущий зачитывает загадки, а игроки хором кричат ответ. Поскольку в рифму напрашиваются неправильные ответы, получается очень весело.

В ступе я летаю и детишек похищаю,

В избе на куриных ногах проживаю,

Красавица я длиннокудрая,

А зовут меня…

(нет, не Василиса Премудрая – Баба-Яга)

В дремучем лесу, на болоте

Вы её непременно найдёте.

Не рыбка она, не лягушка,

А моя дорогая подружка.

Стройная фигурка, зовут её…

(нет, не Снегурка – Кикимора)

Есть ещё в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

(нет, не Незнайка – Леший)

Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки —

Пиявки да лягушки!

Водорослями весь зарос

Добрый дедушка…

(нет, не Мороз – Водяной)

Он живёт в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно,…

(нет, не Пятачок — Кощей Бессмертный)

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…

(нет, не Буратино – Дуремар)

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко,

Звали песика…

(нет, не Тотошка – Шарик)

Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали…

(нет, не Чебурашка – Колобок)

Бедных кукол бьёт и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это доктор…

(нет, не Айболит – Карабас)

Много дней он был в пути,

Чтоб красавицу свою найти,

А помог ему клубок,

Его звали…

(нет, не Колобок – Иван-Царевич)

Всё узнает, подглядит,

Всем мешает и вредит.

Ей лишь крыса дорога,

А зовут ее…

(нет, не Яга – Шапокляк)

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его…

(нет, не Незнайка – Карлсон)

И красива, и мила,

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

А зовут…

(нет, не Снегурочка – Дюймовочка)

Бабушка в лесу живет, пол в избе метлой метет

Загадки про Бабу-Ягу для детей 4-5 лет с ответами в рифму

Горб, лохмотья, нос крючком,
Мчится в ступе с помелом
Над дремучими лесами
В избу с курьими ногами.
Там одна живёт века
Злая, вредная …
(Яга)

***

Живёт она в чаще дремучей лесной
И в ступе летает, и машет метлой:
Зовётся она Костяною ногой
И хитрой, коварною….
(Бабой — Ягой)

***

Живёт в длинноногой избушке
Одна хулиганка-старушка,
У нее костяная нога,
А зовут ее …
(Баба-Яга)

***

Избушка чудная — две курьих ноги,
Такая есть в сказке у…
(Бабы-Яги)

***

Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать …
(Яга)

***

В лесу живёт одна старушка.
Есть у неё чудо избушка.
Она летает на метле.
Детей ворует на заре.
И костяная у неё нога,
Зовут её …
(Баба-Яга)

***

Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху…
(Баба Яга)

***

Бабка эта кривонога
И горбата, как клюка.
Нос крючком и грубовата.
Это…
(Бабушка-Яга)

***

Осветилась ночь луной.
Бабушка Яга в тулупе,
Ведь зима.
Гребёт метлой,
А летит она на …
(Ступе)

Стоит в лесу избушка, живет в избе старушка

Загадки про Бабу-Ягу для детей 6-7 лет

Стоит старушка
Сзади — избушка.
Держит помело,
Летает, пока не рассвело.
(Баба Яга)

***

Стоит в лесу избушка,
Живет в избе старушка.
Не входи в избушку:
Съест тебя старушка…
(Баба Яга)

***

Скачет баба на метле.
Страшная и злая.
Кто она такая?
(Баба-Яга)

***

Я летала на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла,
Да загадки сочиняла.
В гости к лешему сходила,
Все отгадки позабыла.
(Баба-Яга)

***

Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
(Баба-Яга)

***

В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка —
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
(Баба Яга)

***

В ступе летает,
Следы заметает.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке.
(Баба-Яга)

***

В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла — старушкин самолет!
(Баба Яга)

В глухом лесу, среди болот старуха в домике живёт

Загадки про Бабу-Ягу и ее помощников сложные для детей начальной школы

На ступе волшебной старуха летит,
Так быстро, что ветер за нею свистит.
Живет она в сказочной темной глуши –
Ты имя старухи назвать поспеши!
(Баба-Яга)

***

У старушки есть изба.
У избушки – ноги.
И к избушке той всегда
Все ведут дороги.
Та старушка очень зла,
И летает в ступе.
У нее в руке метла.
«Ух, сварю вас в супе!»
(Баба-Яга)

***

Стоит избушка, в избушке – старушка.
Морда жилиная, нога глиняная,
Спина горбатая, голова косматая.
Рядом с ней стоит Иванушка,
Как зовётся эта бабушка?
(Баба-Яга)

***

Как у бабы у Яги нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный аппарат летательный.
Какой?
(Ступа)

***

В лесной сторожке пролетает Бабка — Ёжка.
Кто знает? На чём она летает?
Этот прибор называется…
(Ступа)

***

Без крыльев, а летает и землю подметает.
(Метла)

***

К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга — лесная бабка —
На печи зевает сладко.
(Избушка на курьих ножках)

***

В глухом лесу, среди болот,
Старуха в домике живёт.
С двумя ногами этот дом,
И повернуться передом
Он может к лесу, может к гостю, –
Смотря уж кто о том попросит.
Он с детства каждому знаком.
Ответьте, – что это за дом?
(Избушка на курьих ножках)

***

Разлетелись по сторонам птицы,
Детей ловят и хозяйке относят!
Как их называют, кто знает?
Это…
(Гуси-лебеди)

***

Ночка зимняя светла.
Бабушка Яга в полёте.
Ей не нужно самолёта.
Для полёта есть…
(Метла)

К нам выйдут целым строем любимые герои

Загадки Бабы-Яги на Новый год про героев русских сказок для утренника в детском саду

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля из сказки «По щучьему веленью»)

***

Был друг у Ивана
Немного горбатым.
Но сделал счастливым его
И богатым.
(Конек-Горбунок)

***

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди)

***

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть-самобранка)

***

Он сумел поймать зайчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.
(Соломенный бычок)

***

Не слушался маленький братец сестрицу
И выпил из лужи воды, чтоб напиться:
И в то же мгновенье, не веря словам,
Он сразу козлёночком сделался сам!
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

***

Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет,
И в дороге слезы льет.
(Федора из сказки «Федорино горе»)

А здесь собраны загадки на всевозможные зимние темы, которые наверняка пригодятся вам для новогодних семейных вечеров:
Загадки про снеговика
Загадки про Деда Мороза
Загадки про Снегурочку
Загадки про елку
Загадки про снегирей
Загадки про снежинки
Загадки про зиму для детей

Наверное, многие удивятся, узнав, что Баба-Яга — самый мистический персонаж старинного русского фольклора, занимающий очень важное место в верованиях дохристианской Руси. И, чтобы уяснить ее роль, недостаточно ограничиться чтением одной сказки. Это можно сделать, только аккуратно сложив отдельные эпизоды, наиболее полно описанные в разных преданиях и сравнивая их со знанием обрядов древних славян, известных по археологическим данным.

Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали и услаждается при этом, пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворённые явления и силы естества или символы житейских потребностей. Таким образом, баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт всегда где-нибудь в лесу, уединённо, в избушке на курьих ножках.

В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами.
Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры.

Двойственная природа Бабы-яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так, во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но, либо накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

Ну, с бабой все более-менее понятно, а что за имя такое — Яга? На языке коми слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба — это женщина (Нывбаба — молодая женщина). «Баба-яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина.

Мы привыкли считать сказку чем-то неправдоподобным, помните пушкинское: «Сказка — ложь…»? Однако наши предки относились к сказкам не в пример серьезнее. Сам термин «сказка» вошел в литературный обиход не так давно, а до того рассказы о чудесах носили название «баек-побаек», а рассказчики назывались «бахари» — от слова «баять», то есть говорить. Ни о какой «сказочной небывальщине» и речи не было, все воспринималось всерьез. В древности мир русского человека делился на две абсолютно равные части — добрый мир, реальность, где русич мирно жил, пахал, охотился, рыбачил и прочее, и злой, дальний, потусторонний, но также абсолютно реальный, существующий где-то не здесь, где-то за тридевять земель. Эти миры постоянно соприкасались между собой, и с той стороны приходило на Русь горе — то Змей Горыныч прилетит и села пожжет, то Кощей Бессмертный девок в полон уведет, то Тугарин с войной нагрянет.

Все мы помним, как трудна и полна опасностей дорога в Тридевятое царство, что вход в таинственный мир находится где-то на границе земли и неба, в дремучем непроходимом лесу, куда еще не ступала нога человека. Так и появился в сказках образ некоей Бабы Яги, живущей ровно посередине между мирами и знающей путь в неизвестное. У кого спросить дорогу в невиданную страну, у кого узнать правду о волшебных чарах и неслыханном оружии супротив супостата? Только у Бабы Яги… И пусть живет она триста лет, пусть колдует, пусть обитает в избе на куриных ногах, но все же она человек! Хоть и особенный… А человек не может отказать в помощи другому человеку…

Баба Яга чаще всего живет в самом сердце дремучего леса. Этот лес в сказках представляет собой совсем иной, отличный от белого света живых, мир. Иногда граница между ними подчеркивается рекой, и не простой, а огненной. Перейти ее можно только по специальному Калиновому мосту. Этот мост также попал в русские сказки не случайно. Он, по верованиям древних индоевропейцев, разделяет мир реальный — явь и нереальный — навь, который часто ассоциировался не только с Тридевятым, но и с подземным царством. Ягоды калины могут долго храниться под снегом. Поэтому куст калины как бы связывал годичные циклы жизни природы: весны, лета, осени и ее временной смерти — зимы. А Калиновый мост связывал мир жизни и смерти. Ещё одним атрибутом связи между тем и этим светом является вездесущая Избушка на курьих ножках. Её избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» небольшой сруб с прахом покойника внутри. Баба-яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым). Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях всё же приходили просить помощи. Так, Баба-яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.
Казалось бы, грубое требование Ивана Царевича: «Ты сначала напои, накорми, в баньке выпари, а затем и спрашивай!» — имеет самое настоящее сакральное значение. Ведь герой перечисляет все элементы древнего погребального обряда! Вот как говорила большая искусница в сказочном деле в начале XX века Агафья Лукьяновна Зайцева: «А в старину все было. Ужели станут брехать старые люди? Старые люди правду гутарили, они врать не станут. И мертвые воскресали, и звери говорили». Но Баба Яга не просто сторожит проход в волшебную страну. Она еще помогает некоторым людям-героям перейти границу, тот самый Калинов мост и существовать в волшебном мире. С помощью Бабы Яги герои сказок проникают из реальности туда, где меч кладенец камни рубит, растут сады молодильных яблок, солнце отражается в озерах живой и мертвой воды, а смерть может поместиться в железной игле.

Не всякому, пришедшему к Бабе Яге за помощью, открывала она путь в царство Кощеево. И как добрый молодец себя вел, такой прием от хозяйки и получал. Будет вежлив, трудолюбив — тут же заработает волшебный клубок или знания о том, как погубить страшное чудище… А нет — угодит на лопату и в печь. Это как древнейшие правила волшебного этикета, которые надо не только знать, но и исполнять! Вот и получается, что когда-то назначение сказки было не столько развлекательно-пугательным, сколько мудрым назиданием подрастающему поколению, правилами общения с потусторонним миром. Может потому образ Бабы Яги настолько ярок, что стоит особняком среди современных мультяшных героев-пустышек, не несущих в себе глубокого жизненного смысла?

Быть смелым, добрым, рассудительным, трудолюбивым, искать правду, не хамить — вот атрибуты победы, которыми делится с нами, людьми XXI века, сказочная старуха — Баба Яга. Только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из Кощеева царства с победой. Вот чему учат нас волшебные русские сказки. А еще тому, что этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из нас! Знайте это сами и детей своих научите.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх