подростковый

Когда рождается подросток?

Ребенок растет, растет и когда-то превращается в подростка. А вот сказать точнее, когда, бывает трудно: одни дети взрослеют раньше, другие – позже. Экспертный комитет ВОЗ
25 лет назад установил 10–20 лет как рамки подросткового возраста. Это, конечно, не значит, что каждый ребенок, достигнув возраста 10 лет, становится подростком; это лишь рамки, в пределах которых для каждого укладывается подростковый возраст. Хотелось бы большей точности, но в биологии меньше всего единообразия: ведь все люди разные, значит, и взрослеют они в разном темпе, начиная с разного момента в своей жизни.

А когда, собственно, начинается взросление, т.е. начало подросткового периода? На этот вопрос можно дать более четкий ответ. Подростковый возраст начинается с началом полового развития ребенка, стадии которого, вне зависимости от возраста, в котором оно начинается, имеют достаточно четкие временные границы и внешние признаки. У девочек половое развитие начинается с появления редких волос на половых губах и появления возвышения в области соска и околососковой зоны. У юношей эта стадия характеризуется появлением лобковых волос и началом увеличения полового члена и мошонки. Подростковый период заканчивается с достижением полного полового созревания.

Подростки быстро растут, особенно в середине подросткового периода, пропорции их тела приобретают взрослые очертания, большие перемены происходят и в психологической сфере. Все эти моменты отражаются на поведении подростков, их отношении к окружающему, к родителям, к сверстникам… Но с возрастом меняются и медицинские проблемы подростков, уходят одни болезни и проблемы, появляются другие. Естественно, меняются и задачи педиатра: теперь ему надо наблюдать за развитием различных органов и функций, остерегаться «новых взрослых» болезней, вести профилактику поведенческих отклонений.

Чем болеют подростки

Подростки – тоже дети, так что все детские болезни им не чужды. Те из них, кто не болел корью, краснухой или паротитом (и не прививался от этих инфекций), легко ими заболевают при контакте с больным. В условиях школы большинство ребят 2–3 раза в год переносят грипп или ОРВИ. Подростки реже страдают бронхитом, чем дошкольники, но у многих из них бронхиальная астма «сохраняется» с раннего детства. У подростков, особенно у девочек после начала менструаций, нередко выявляется анемия, есть даже рахит (или остеомаляция – обеднение костей солями кальция) при недостаточном потреблении животных жиров и других содержащих витамин D продуктов. То же можно сказать и о многих других острых и хронических болезнях.

Но в целом структура патологии подростков меняется резко. Среди причин смерти подростков первое место (более 70%) занимают травмы, отравления, насильственная смерть и самоубийства, тогда как злокачественные новообразования – всего 7%. При профилактических осмотрах видно, что стало меньше респираторных расстройств, но больше кожных заболеваний (юношеские угри), у значительного числа ребят выявляются ранее не диагностированные состояния, такие как повышение кровяного давления, ожирение, изменения осанки и сколиоз, свойственные юношам костные заболевания (так называемые асептические некрозы), эндокринные расстройства (чаще всего зоб). Ко всему этому надо прибавить гинекологическую патологию девочек (обычно отклонения в становлении нормальных циклов), поведенческие и психологические проблемы (часты депрессия, расстройства сна), «девиантное поведение» (курение, алкоголизм, наркомания), венерические болезни и другие проблемы раннего начала половой жизни.

Но подростки на 20–30% реже обращаются к врачу, поэтому многие расстройства просто не фиксируются. В подростковом возрасте в то же время учащается частота «напрасных жалоб» – когда эти жалобы при обследовании подтвердить не удается. Это психосоматические заболевания, когда подросток «соматизирует» свои психологические проблемы; обычно это жалобы на боли в животе, повышение температуры, головную боль, реже – на кашель. Это ответ на сложные взаимоотношения с педагогами, сверстниками, родителями.

А многие проблемы подростки вообще скрывают от родителей и врача – я имею в виду вопросы патологии половой сферы, половой жизни, экспериментирования с психотропными веществами, причем во многом из-за отсутствия доверия к взрослым, опасений услышать в ответ на жалобы обвинения в неправильном поведении
упреки или назидания. И эти страхи не так уж и необоснованны: педиатры все еще относятся к подросткам как к детям, не признавая за ними права на личную жизнь и конфиденциальность сообщенных врачу сведений. Большинство из нас, врачей, считает своей «святой обязанностью» сообщить родителям все, что им сказал подросток, но ведь желание девушки, лишившейся девственности, или юноши, заболевшего венерической болезнью, скрыть эти факты от родителей совершенно естественны. И если мы не выработаем в этих вопросах приемлемой тактики, наши ребята будут избегать педиатров и, значит, наши лечебно-профилактические усилия будут малоэффективны.

Какие виды медицинской помощи нужныподросткам

Подростки нуждаются в квалифицированной лечебной помощи в случае заболевания – это не вызывает больших сомнений, такая помощь сейчас оказывается в детских поликлиниках и больницах ребятам в возрасте до 15 лет и во взрослых – старшим.

Но это далеко не все. Большое значение имеет наблюдение за их ростом и развитием и коррекция выявленных отклонений. Эта работа проводится в рамках медицинских осмотров, проходящих в школах. К сожалению, ни при обращении по поводу заболевания, ни во время массового осмотра нет условий для того, чтобы побеседовать с подростком с глазу на глаз, поинтересоваться его психологическими и иными приватными проблемами, предостеречь тактично от применения психотропных средств, от курения, при необходимости дать совет по контрацепции, профилактике венерических инфекций.

Эту роль могли бы выполнять психологи, но, во-первых, их очень мало, а во-вторых, к психологу направляют подростков с уже выявленными проблемами, так что при отсутствии условий для доверительных бесед педиатра с подростком приходится надеяться лишь на соответствующую инициативу родителей.

Многие девушки страдают нарушениями в становлении менструального цикла – их следует направлять к детскому гинекологу. Число врачей этого профиля в последние годы значительно увеличилось. Неплохо обстоит дело и с эндокринологами, кардиологами и ортопедами. А вот детских наркологов мало, так что основную профилактическую работу должны вести педиатры, но их квалификация в этом вопросе оставляет желать лучшего.

Значительное число подростков начинает трудовую деятельность, так что вопросы определения профессиональной пригодности, выбора профессии и профессиональной патологии для них становятся весьма важными. Сейчас этим занимаются профпатологи, по крайней мере в отношении ребят, поступающих в ПТУ и работающих на крупных предприятиях. Но те, кто «вкалывает» в торговле и других видах бизнеса, совершенно вне поля зрения соответствующих служб.

Система медицинской помощи подросткам в настоящее время

В нашей стране уже много лет педиатры наблюдали ребят до 15 лет, после чего их передавали врачам подростковых кабинетов взрослых поликлиник. Такая схема считалась целесообразной, поскольку освобождала педиатра от обязанностей, которые считались ему не свойственными: это поведенческие отклонения, функционирование половой сферы, передаваемые половым путем (венерические) болезни, контрацепция. Считалось, что в условиях взрослой поликлиники имеется больше возможностей для выявления и лечения «взрослых» болезней. С этим трудно спорить, но опыт показал, что в этих рассуждениях есть много слабых мест.

Конечно, подростковый врач, прошедший специальную подготовку по указанным выше вопросам, сможет помочь подростку лучше, чем педиатр, чья подготовка касалась в основном проблем детства. Но ведь в существующей схеме подростковый врач, каким бы хорошо подготовленным он ни был, видит подростка всего в течение 3 лет – от 15 до 18 лет. А ведь многие из «его» проблем возникают значительно раньше – не секрет, что к наркотикам ребята приобщаются раньше; хотим мы того или нет, но начало половой жизни у многих ребят приходится на «педиатрический» период их жизни, да и многие «взрослые» болезни начинаются в детстве. И со всем этим сталкивается педиатр, не имеющий достаточной подготовки по этим вопросам. Неудивительно, что подростковые кабинеты часто получают вместе с подростками весь набор их проблем, так что о профилактике речи уже нет.

Более того, в нашей системе многие проблемы решаются не только и не столько участковым педиатром, а «узкими» специалистами. Именно к ним педиатр направляет ребят с соответствующими проблемами, причем в любом возрасте. С помощью этих служб решать подростковые проблемы педиатру намного легче, хотя, конечно, подготовка педиатров по проблемам подростковой медицины – задача весьма актуальная.

Что ждет нас в будущем

Все приведенные соображения не остаются без внимания, особенно в связи с ухудшающимися показателями здоровья подростков. Должен сказать, что такие заключения не должны пониматься так, что скоро все подростки станут инвалидами. Нет, по многим показателям (таким, как заболеваемость ревматизмом, хронической пневмонией и рядом других болезней) мы имеем отчетливое улучшение. Но согласитесь, рост венерической заболеваемости в 100–300 раз за последние годы, распространение наркомании и связанной с ней заболеваемости гепатитом В и ВИЧ-инфекцией не могут не тревожить. Пока нет устойчивой тенденции на снижение подростковых беременностей и абортов, высок и уровень травм, насильственных смертей и самоубийств среди подростков. А ведь подростки – это завтрашние родители нового поколения, не удивительно, что здоровье новорожденных в последние годы тоже оставляет желать лучшего.

Все это побуждает организаторов здравоохранения и ученых искать новые формы организации лечебной и профилактической помощи подросткам. К счастью, сейчас уже такие серьезные реформы не проводятся безоглядно, только потому, что они кажутся нужными отдельным лидерам. Изменение форм и методов обслуживания подростков планируется провести постепенно, изучив сперва их эффект в нескольких опытных регионах.

Эти реформы включают расширение возрастного диапазона обслуживаемых детской поликлиникой подростков до 18 лет, т.е. до окончания средней школы. Исключение составят ребята, поступившие в учреждения профессиональной подготовки, где их наблюдение будет осуществлять взрослая поликлиника совместно с врачами соответствующей медсанчасти. Очевидно, это коснется и большинства ребят, поступивших в техникумы.

Наблюдение за подростками в течение практически всего периода их взросления в одном учреждении, одним врачом создаст более благоприятные условия и для коррекции отклонений в их здоровье. Особенно важно продолжать наблюдать «детским» специалистам за подростками с хроническими заболеваниями детского возраста (муковисцидоз, нарушения кишечного всасывания, детский церебральный паралич и др.), ведь и сейчас эти больные предпочитают лечиться у педиатров, несмотря на возраст.

Но главное – это создаст условия для проведения профилактики всех подростковых проблем. Немаловажно и то, что именно детская поликлиника будет держать ответ за все те огрехи, которые выявляются призывными комиссиями военкоматов. Повысится и ее ответственность за проведение профилактической работы: ведь в существующей системе плоды слабой профилактики в детской поликлинике пожинают подростковые врачи взрослой поликлиники.

Конечно, просто механической передачей карт из взрослой в детскую поликлинику проблему не решить. Необходима массовая подготовка педиатров по подростковым проблемам, причем не формальная, а новаторская, и на этом пути много препятствий; достаточно вспомнить жаркие дебаты (просто бои, я бы сказал) по вопросам полового воспитания в школах.

Вряд ли помощь подросткам будет существенно улучшена без развития специализированных служб, указанных выше, и обеспечения их специалистами; не исключено, что часть этих служб будет охватывать и подростков, и взрослых. Конечно, опыт первых регионов, перешедших на новые схемы обслуживания, покажет, что дает эффект, а что нет.

Возникнут проблемы и с госпитализацией подростков 16–18 лет в детские больницы, ведь сейчас в них нет раздельных мужских и женских отделений. Возникнут и иные проблемы. Важно, однако, что лед тронулся, что неудовлетворительное положение с медицинской помощью подросткам признано и что намечены рациональные пути их решения.

Статья подготовлена при поддержке информационного портала «Клиники.РФ». Здоровье — это важная составляющая жизни человека, и относится к ней с легкомысленностью недопустимо. На сайте, расположенном по адресу www.Kliniki.Ru, вы сможете, не вставая с кресла, узнать адрес медицинского центра, расположенного в Москве и других регионов России, а также записаться на прием к врачу. Базы данных информационного портала «Клиники.РФ» постоянно обновляются, что позволит вам следить за работоспособностью требуемых медицинских центров.

⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 29

Детская поликлиника является основной организацией здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь детям при обращении в поликлинику, на дому, в учреждениях образования на территории обслуживания.

Детские поликлиники подразделяются:

– по мощности, определяемой числом посещений в смену: 5 категорий поликлиник (от 1- ой — 800 посещений в день до 5-ой — 150 посещений в день)

– организационному принципу: самостоятельные и объединенные со стационаром.

Принципыоказания амбулаторной медицинской помощи детскому населению:

– профилактическая направленность;

– доступность;

– широкое применение диспансерного метода;

– система активного патронажа;

– преемственность в работе врачей, оказывающих медицинскую помощь детям;

– этапность;

– гигиеническое воспитание и обучение как родителей, так и детей;

– участково-территориальное обслуживание;

– социальная направленность.

Выделяют следующие задачи детской поликлиники:

1. Оказание медицинской помощи детскому населению в поликлинике и на дому.

2. Организация и осуществление комплекса профилактических мероприятий, в том числе динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми.

3. Организация и осуществление лечебно-профилактической работы в ДДУ и школах.

4. Организация и осуществление противоэпидемических мероприятий (совместно с ЦГЭ).

5. Организация и проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни.

6. Совершенствование организационных форм и методов работы поликлиники, направленных на повышение качества и эффективности лечебно-диагностической работы и медицинской реабилитации, внедрение в практику работы стационарозамещающих технологий.

7. Анализ состояния здоровья детского населения.

Структура детской поликлиники представлена следующими функциональными подразделениями:

1. Руководство.

2. Фильтры-боксы для приема больных детей, которые имеют отдельный вход изнутри и выход наружу (бокс Мельцера–Соловьева).

3. Регистратура.

4. Лечебные отделения или кабинеты врачей-педиатров и врачей-специалистов, кабинет для оказания медицинской помощи подросткам.

5. Кабинет здорового ребенка (где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики) 1должность на 10000 человек.

6. Прививочный кабинет.

7. Кабинет (отделение) медицинской помощи организованным детям (1 должность на 600 детей дошкольного возраста или на 2000 школьников).

8. Кабинет подростка (должность врача подросткового кабинета вводится из расчета на 1500 детей 15–17 лет).

9. Клиническая лаборатория.

10. Диагностические кабинеты.

11. Отделение медицинской реабилитации.

12. Социально-правовой кабинет ( 1должность на 20.000 человек)

13. Центральное стерилизационное отделение.

14. Административно-хозяйственная часть.

Район деятельности поликлиники и график ее работы устанавливаются руководством здравоохранения административной территории. Участково- территориальный принцип деятельности поликлиники обеспечивает деление всей территории обслуживания на отдельные участки, медицинская помощь детскому населению которых оказывается участковым врачом-педиатром и участковой медицинской сестрой.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь

от 20. 06. 2007 г. № 811 «Об утверждении государственных минимальных стандартов по обслуживанию населения» 1 должность врача-педиатра участкового рассчитывается на 800 детей. На один участок вводится 1,5 должности медсестры (0,5 — для патронажной работы). Закрепление на медицинское обслуживание осуществляется по месту проживания в соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении».

На протяжении рабочего дня выделяется время на осуществление приема пациентов в поликлинике (3 часа) и обслуживание вызовов на дому (3 часа). Распределение времени может быть иным в зависимости от эпидемической обстановки, удаленности участка от поликлиники, возрастного состава детского населения участка. За один час работы врач-педиатр должен принять 4 пациента на первичном или повторном приеме (15 минут на

пациента) или 6 человек на профилактическом осмотре (10 минут на 1 ребенка). Нормы нагрузки при обслуживании вызовов—2 вызова за 1 час.

Система единого педиатра, при которой врач-педиатр наблюдает за ребенком от рождения до 18 лет, обеспечивает непрерывность наблюдения на всех этапах развития. Прием участкового врача в поликлинике организован по скользящему графику для того, чтобы родители могли выбрать удобное для них время. В детской поликлинике осуществляется прием здоровых, выздоравливающих детей и детей, страдающих хроническими заболеваниями. Больные с острыми инфекционными заболеваниями и за- болевшие впервые в остром периоде болезни обслуживаются на дому.

В течение недели у педиатра выделены:

1. Прием больных детей, находящихся в периоде реконвалесценции (понедельник, среда, пятница). Если на прием приходят дети с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися сыпью или диареей, то они направляются в фильтры-боксы. Медицинская сестра вызывает участкового врача-педиатра либо врача-инфекциониста. В боксе врач осматривает ребенка, решает вопрос о госпитализации или назначает лечение на дому.

2. Прием детей, не имеющих острых заболеваний, осуществляется во вторник и четверг. Прием здоровых детей раннего возраста и детей до 6 лет педиатр проводит по вторникам, в День здорового ребенка.

Больные дети, находящиеся на диспансерном учете, посещают педиатра по приглашению медсестры по четвергам.

Лечение детей в поликлинике осуществляется как продолжение лечения больного, начатого на дому, или как активный реабилитационный процесс после выписки из стационара. Детская поликлиника обеспечивает медико-санитарную помощь детям в учреждениях образования на территории обслуживания.

В каждой детской поликлинике организована работа врачей-специалистов: отоларинголога, окулиста, невролога, хирурга, стоматолога, кардиоревматолога. Должности других специалистов (пульмонолог, аллерголог, гематолог, уролог, нефролог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гинеколог) вводятся в штат консультативной детской поликлиники города (области) либо в штат консультативных кабинетов детских больниц. Определенные профили специализированной помощи оказываются в диспансерах (психоневрологическом, онкологическом, противотуберкулезном, сурдологическом, дерматовенерологическом, эндокринологическом и др.).

Показатели:

1. Характеристика детского населения в районе деятельности поликлиники:

а) возрастной состав детей на конец года:

× 100

б) среднее число детей на одном участке:

в) среднее число детей первого года жизни на участке:

2. Обслуживание детей на дому:

а) объем помощи детям на дому:

×100

б) активность обслуживания на дому:

×100

3. Профилактическая работа:

а) полнота охвата детей профилактическими осмотрами:

× 100

б) частота выявленных заболеваний при профилактических осмот­рах (патологическая пораженность):

× 100

в) охват детей целевыми осмотрами:

× 100

4. Наблюдение за новорожденными и детьми первых лет жизни:

а) ранний охват детей наблюдением врача:

× 100

б) систематичность наблюдения врачом детей:

× 100

в) охват грудным вскармливанием:

× 100

г) охват детей профилактическими прививками:

× 100

д) удельный вес ни разу не болевших детей («индекс здоровья»):

× 100

5. Показатели диспансеризации:

1) показатели объема диспансеризации:

а) охват диспансерным наблюдением больных данной нозологиче­ской формы:

× 100

б) структура больных, состоящих на диспансерном учете:

× 100

2) показатели качества диспансеризации:

а) активность выполнения явок к врачу:

× 100

б) процент госпитализированных диспансерных больных:

Процент госпитализированных диспансерных пациентов:

× 100

Аналогично рассчитывается активность выполнения других лечеб­но-диагностических и оздоровительных мероприятий (реабилитация, сана­торно-курортное лечение, противорецидивное лечение и т. д.);

3) показатели эффективности диспансеризации:

а) изменения в состоянии здоровья диспансеризуемых (с улучшени­ем, с ухудшением, без изменений):

× 100

б) удельный вес больных, имевших обострение заболевания, по поводу которого осуществляется диспансерное наблюдение:

× 100

в) первичная инвалидность среди диспансеризуемых:

× 100

Профилактическая работа детской поликлиники. Патронаж новорожденных. Кабинет здорового ребенка, содержание его работы.

Особенностью обслуживания детей является активное патронирование врачом здоровых детей раннего возраста. Первое патронажное посещение проводится врачом совместно с медицинской сестрой в первые 3 дня после выписки из родильного дома. Информация о новорожденном передается из роддома в регистратуру поликлиники. После патронажа врачом оформляется «История развития ребенка» (ф. 112/у ). Следующие посещения врач осуще­ствляет на 14-й и 20-й дни жизни ребенка. Медицинская сестра обязана по­сещать новорожденного 2 раза в неделю.

По достижении одного месяца ро­дители с ребенком посещают участкового врача-педиатра в детской поли­клинике.

На 1-м году жизни осуществляется ежемесячное наблюдение за здо­ровым ребенком в поликлинике. В случае неявки на прием участковая ме­дицинская сестра проводит внеплановый патронаж для выяснения причи­ны. Ребенку выполняются профилактические прививки в соответствии с Национальным календарем по индивидуальному графику.

К 3 месяцам ре­бенок должен быть осмотрен врачом-неврологом и врачом-хирургом (врачом-ортопедом), проводится общий анализ крови и мочи, выполняется ин­струментальное аудиологическое обследование по выявлению патологии слуха. Участковая медицинская сестра осуществляет патронаж на дому 2 раза в месяц.

При достижении ребенком 1 года участковый врач-педиатр прово­дит полное обследование пациента.

На 2-м году жизни ребенка врач-педиатр осуществляет профилакти­ческий осмотр 1 раз в квартал, в дальнейшем — 2 раза в год.

Ежегодно ребе­нок осматривается врачом-стоматологом, выполняются общие анализы крови и мочи, с 3-летнего возраста определяется острота зрения и слуха. Комплексные медицинские осмотры с участием врачей-специалистов про­водятся на 3, 6, 12, 16, 17 и 18-м годах жизни ребенка.

Диспансерное наблюдение за больными детьми. Детей, подлежа­щих диспансерному учету, выявляют врачи всех специальностей при про­ведении профилактических осмотров, на амбулаторном приеме, при ока­зании помощи на дому.

Основными принципами диспансерного наблюдения за этими детьми являются: раннее выявление заболеваний и их строгий учет; систематиче­ское наблюдение педиатром и врачами-специалистами; создание благопри­ятных для оздоровления ребенка условий в семье и в детском коллективе; своевременное противорецидивное лечение и лечение обострений.

Основным медицинским документом диспансерного больного явля­ется «История развития ребенка» (ф. 112/у). Наряду с этим, на всех детей, подлежащих диспансеризации, заполняется «Контрольная карта диспан­серного наблюдения» (ф. 030/у), которая необходима для учета и планиро­вания посещений, оздоровительных мероприятий. Каждое плановое посе­щение ребенком врача фиксируется в обеих формах. При взятии на диспан­серный учет врач составляет план диспансерного наблюдения.

По окончании календарного года на каждого ребенка, находящегося на диспансерном учете, составляется этапный эпикриз. Если больной не снимается с учета, одновременно составляется план диспансерного на­блюдения на следующий год.

Одна из особенностей организационной структуры детской поли­клиники — наличие кабинета здорового ребенка. Основной штатной еди­ницей кабинета является специально подготовленная медсестра или фельдшер — 1 должность при числе детей до 10 000 и 2 — более 10 000, проживающих в зоне обслуживания поликлиники.

Задачи кабинета здорового ребенка:

1) пропаганда здорового образа жизни в семье;

2) обучение родителей правилам воспитания здорового ребенка (ре­жим, питание, уход, физическое воспитание и др.);

3) просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания и обучения детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ре­бенка.

Кабинет здорового ребенка должен быть оснащен пеленальным сто­лом, весами и ростомерами для детей различных возрастных групп, мето­дическими и наглядными пособиями по основным вопросам развития и воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний, таблица воз­растных режимов.

В перечне оформления кабинета обязательно наличие:

1. таблиц-схем естественного и искусственного вскармливания де­тей первого года жизни;

2. выставки наглядных пособий по вскармливанию и питанию детей раннего возраста;

3. таблиц показателей физического и нервно-психического развития детей раннего возраста;

4. стенда с комплексами массажа и гимнастики, физических упраж­нений для детей раннего возраста;

5. выставки предметов ухода за ребенком, личной гигиены детей, игрушек для детей различных возрастных групп;

6. схемы специфической и неспецифической профилактики рахита;

7. набора методических рекомендаций Министерства здравоохране­ния Республики Беларусь по основным вопросам профилактической рабо­ты со здоровыми детьми и т. д.

В кабинете ведется рабочая медицинская документация — журнал кабинета здорового ребенка, в котором фиксируют:

· количество детей раннего возраста, принятых в кабинете,

· кратность посещения кабинета детьми первого года жизни,

· сеансы массажа, гимнастики и т. д.

Организация работы подросткового кабинета детской поликлиники. Передача подростков под наблюдение. Психосоматические проблемы и репродуктивное здоровье подростков

ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОДРОСТКОВОГО КАБИНЕТА

Кабинет для оказания медицинской помощи подросткам организуется в поликлиниках обычно в составе терапевтического отделения. В городах с населением свыше 25 тыс. полагается 0,25 должности подростковых врачей-терапевтов из расчета на 1500 подростков в возрасте от 15 до 17 лет включительно. На каждую должность подросткового врача-терапевта полагается 1 должность медицинской сестры. Должность заведующего кабинетом по оказанию медицинской помощи подросткам устанавливается при наличии в штате кабинета не менее 3 врачебных должностей (вместо одной из них). Заведующий выполняет работу врача кабинета в полном объеме.

Если же в городе имеется 2 и более поликлиники, на одну из них возлагается организационно-методическое руководство по оказанию медицинской помощи подросткам города. В ее штате устанавливается должность заведующего кабинетом вместо 0,5 должности врача. В этом случае заведующий выполняет работу врача кабинета в объеме 50 %

1. Подростковый кабинет является структурным подразделением детской поликлиники (отделения), обеспечивающим оказание медицинской помощи подросткам в возрасте 15 — 17 лет включительно.

2. В подростковом кабинете работает врач-педиатр или врач-терапевт, прошедший усовершенствование по вопросам физиологии и патологии подросткового возраста, владеющий вопросами медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе, профессиональной ориентации и врачебных профессиональных консультаций, врачебного контроля за подростками, занимающимися физической культурой и спортом.

3. Основными задачами подросткового кабинета являются: организация и проведение комплекса профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий подросткам, направленных на сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

организация и проведение мероприятий по формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни;

взаимодействие с заинтересованными ведомствами по вопросам охраны и укрепления здоровья подростков.


4. Решение основных задач подростковый кабинет осуществляет через реализацию следующих функций:

осуществление учета подростков (юношей и девушек), обслуживаемых детской организацией здравоохранения по спискам, полученным от участковых медицинских сестер и учреждений образования;

проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров подростков;

проведение лечения и профилактики заболеваний среди подростков, юношей допризывного и призывного возраста;

обеспечение динамического медицинского наблюдения за подростками, имеющими риск развития хронических заболеваний, с хроническими заболеваниями, детьми-инвалидами с проведением комплекса лечебных, диагностических, профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий;

направление (по показаниям) на стационарное лечение, в научно-практические, диагностические и консультационные центры, диспансеры, медицинские реабилитационные экспертные комиссии, специальные учреждения образования;

отбор и направление на санаторное лечение, в центры реабилитации;

экспертиза временной нетрудоспособности;

оказание консультативной и методической помощи врачам-специалистам по вопросам медицинского обеспечения подростков, подготовки юношей к военной службе;

осуществление взаимодействия в работе между детской поликлиникой и военным комиссариатом;

проведение анализа состояния здоровья, эффективности проведенного лечения подростков, допризывников и призывников, информирование о результатах руководителя организации здравоохранения;

информирование руководителей учреждений образования о состоянии здоровья учащихся подросткового возраста;

проведение профессиональной ориентации и врачебных профессиональных консультаций подростков с отклонениями в состоянии здоровья;

осуществление контроля за работой здравпунктов профессионально-технических и средних специальных учреждений образования, прикрепленных к организации здравоохранения;

проведение работы по формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни;

ведение медицинской учетной и государственной статистической отчетной документации.

По специальности врач подросткового кабинета является терапевтом, но он должен иметь специальную подготовку в области клиники подросткового возраста и по вопросам профессиональной патологии.

Диспансерное наблюдение за здоровыми подростками проводится в форме предварительных и периодических медицинских осмотров. Их организация регламентирована соответствующими документами Министерства здравоохранения, инструктивно-методическими указаниями по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров подростков и методическими указаниями по диспансеризации подростков.

В них предусматривается охват юношей и девушек с 15-летнего возраста ежегодными медицинскими осмотрами, отбор нуждающихся в лечении и последующем наблюдении за ними. Для лучшей организации осмотров целесообразнее проводить их в учебных заведениях и на предприятии, где работают подростки. Регулярные медицинские осмотры всего контингента подростков, рациональный образ жизни способствуют сохранению их здоровья и правильному физическому развитию.

У подростков с хронической патологией, взятых под диспансерное наблюдение, доминируют гипертрофия миндалин и аденоидов (22,6 %), хронический отит (6,5 %) болезни органов пищеварения (12,1 %), в том числе болезни печени, желчного пузыря и поджелудочной железы (6,6 %) врожденные аномалии сердца и другие врожденные аномалии системы кровообращения (3,9 %) все формы ревматизма (2,8 %).

Несмотря на то что оказание терапевтической помощи подросткам является функциональной обязанностью врача подросткового кабинета, подростки лечатся преимущественно у участковых или цеховых терапевтов.

Для того чтобы подростковый врач мог знать о каждом заболевшем подростке, целесообразно организовать его работу таким образом, чтобы все обратившиеся в поликлинику подростки направлялись только к нему, а он по своему усмотрению привлекал бы необходимых специалистов. Возможен и такой вариант, когда все специалисты, на лечении у которых находятся подростки, в обязательном порядке извещают об этом подросткового врача.

С целью улучшения диспансерного наблюдения за подростками в ряде республик и областей страны при крупных многопрофильных стационарах стали создаваться подростковые отделения или кабинеты, работающие по типу многопрофильного диспансера. Некоторые из этих учреждений пытаются полностью вести наблюдение за всеми подростками &mdash больными и здоровыми. Другие выполняют функции организационно-методического и консультативного центра по руководству работой подростковых врачей.

Говоря о специализации терапевтической внебольничной помощи, следует подчеркнуть, что эффективной она может быть лишь в том случае, если будет обеспечена достаточно тесная взаимосвязь между участковым врачом-терапевтом и врачами других специальностей.

http://terapevtik.ru/index.php?artcat=1&see=24 http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic31/text254.htm

· По достижении подростком 18 лет в детской организации здравоохранения (отделении), оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях, составляется переводной эпикриз согласно приложению 1 и подросток передается под наблюдение организации здравоохранения (отделения) для взрослого населения.

· Для приема подростков из детской организации здравоохранения (отделения) создается комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя организации здравоохранения для взрослого населения.

· В состав комиссии входят заместитель руководителя организации здравоохранения для взрослого населения (председатель комиссии), заместитель руководителя детской организации здравоохранения (заведующий педиатрическим отделением), заведующие терапевтическими отделениями, врач-хирург, врач-невролог, врач-оториноларинголог, врач-офтальмолог организации здравоохранения для взрослого населения.

· Ежемесячно по графику, утвержденному приказом руководителя детской организации здравоохранения и согласованному с руководителем организации здравоохранения для взрослого населения или приказом руководителя организации здравоохранения, имеющей в структуре детское отделение, на рассмотрение комиссии представляются следующие медицинские документы:

· переводной эпикриз на подростка в возрасте 18 лет;

· медицинская карта допризывника (призывника) (форма 112-1/у) – для юношей;

· лечебная карта призывника (форма 053/у) – на юношей призывного возраста, направленных на лечение (обследование) военными комиссариатами после приписки к призывному участку и не закончивших лечения (обследования).

· Передача медицинских документов на подростков в организацию здравоохранения (отделение) для взрослого населения оформляется актом передачи согласно приложению 2. К акту передачи прилагается список подростков, которые принимаются и (или) не принимаются под наблюдение организации здравоохранения (отделения) для взрослого населения.

· В списке должно быть предусмотрено следующее:

· порядковый номер;

· фамилия, собственное имя, отчество;

· число, месяц и год рождения;

· адрес места жительства (места пребывания);

· место учебы (работы);

· диагноз, поставленный в детской организации здравоохранения (отделении);

· дата передачи медицинских документов;

· замечания комиссии. (п.11-14)

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх