«Матрешкины физкультминутки» Картотека

Светлана Александровна Мажова
«Матрешкины физкультминутки» Картотека

Мы весёлые Матрёшки –

(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)

Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки)

На ногах у нас сапожки –

(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)

Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки)

В сарафанах наших пёстрых –

(имитация держания за подол сарафана)

Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки)

Мы похожи, словно сёстры –

(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)

Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки)

***

Мы матрёшки вот такие крошки –

(держатся за воображаемый сарафан)

Танцевать, танцевать вышли мы немножко –

(притопы на месте)

Мы матрёшки вот такие крошки –

(держатся за воображаемый сарафан)

А у нас, а у нас чистые ладошки –

(хлопки в ладоши)

Мы матрёшки вот такие крошки –

(держатся за воображаемый сарафан)

А у нас, а у нас новые сапожки –

(поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд

Мы матрёшки вот такие крошки –

(держатся за воображаемый сарафан)

Танцевать, танцевать вышли мы немножко –

(повороты с притопами вокруг себя)

***

Хлопают в ладошки.

Дружные матрешки.

(хлопают в ладоши)

На ногах сапожки,

(руки на пояс, поочерёдно то правую ногу выставить вперёд на пятку, то левую)

Топают матрешки.

(топают ногами)

Влево, вправо наклонись,

(наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись.

(наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

(руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.

(хлопают в ладоши)

Картотека физкультминуток во второй младшей группе

«Давайте вместе с нами»

Давайте вместе с нами (Поднимают руки в стороны)

Потопаем ногами, (Топают ногами стоя на месте)

Похлопаем в ладоши, (Хлопают в ладоши)

Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх, в стороны)

«Жили — были зайчики»

Жили-были зайчики (Показывают руками заячьи уши)

На лесной опушке, (Разводят руками)

Жили-были зайчики (Приседают и показывают руками над головой крышу дома)

В маленькой избушке,

Мыли свои ушки, (Трут ушки)

Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук)

Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево)

Надевали тапочки. (Поочерёдно выставляют ноги на пяточки)

«Мы погреемся немножко»

Мы погреемся немножко, (Трут ладошки)

Мы похлопаем в ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши)

Мы погреемся немножко,

Мы попрыгаем немножко,

Прыг-прыг, прыг-прыг. (Выполняют прыжки на двух ногах)

Мы погреемся немножко,

Мы потопаем немножко,

Топ-топ, топ-топ. (Шагают, высоко поднимая ноги)

«Деревья»

Зашумели деревья поутру, (Дети, раскинув руки качаются)

Закачались деревья на ветру.

Ветви низко склонились до земли (Дети наклоняются вперёд и вниз, качают руками из стороны в сторону)

И качались тихонько до зари.

Вот сильней задувает ветерок (Дети кружатся вокруг себя)

Полетели листочки на восток, (Дети вытягивают руки вперёд и мелко машут кистями рук – «трепещут» на ветру)

Дружной стайкой, как, ласточки, летят,

Покрывалом устилает сад.

«Зайка серый»

Зайка серый умывается, (Дети «умываются»)

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, (Дети трут ладошками носы, «хвосты», уши)

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо.

Вытер сухо!

И поскакал: (Дети скачут)

Скок – поскок!

Скок – поскок!

«А в лесу растет черника»

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

«А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

«Ветер веет над полями»

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

«Вот под елочкой»

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

«На водопой»

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают”.

«Динамическая пауза»

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба «змейкой”).

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

«Медвежата»

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так, вот так, вот так, вот так.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так, вот так, вот так, вот так.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали:

Вот так, вот так, вот так, вот так

«Гром»

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром,

Побежали быстро в дом.

«Листики»

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул — полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

«Улыбнитесь»

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели — встали, сели — встали

И на месте побежали.

«Птички невелички»

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).

Лапка, два! (выдвигают другую ногу).

Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).

Крылышко, раз! ( одну руку в сторону).

Крылышко, два! (другую руку в сторону).

Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

Глазик, раз! (закрывают один глаз).

Глазик, два! (закрывают другой глаз).

Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Прилетали птички,

Птички — невелички.

Весело скакали

Зернышки клевали

И быстро улетали.

«Зайцы бегали в лесу»

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

«Игрушки»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

«Корзинка»

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

«Закаляемся»

Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)

И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!

Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)

«Мячик»

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

Мышка»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)

«Листопад»

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

«Неваляшки»

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

«Репка»

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)

«Машина»

Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)

В бензобак нальем бензин (имитация движения)

И поедем в магазин («поездить» по комнате)

«Соберем букет»

Мы гуляем, мы гуляем в садике садочке. (погулять по комнате)

Собираем, собираем в садике цветочки (наклоны с продвижением вперед)

Вот какой у нас букет,

Лучше в целом мире нет! (потянуться – «показать букет»)

«Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

«Мы дорожки подметаем»

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

«В поле я гуляю»

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки)

«Поднимает кукла руки»

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

«Я гуляю по дорожке»

Я гуляю по дорожке (шаги на месте)

А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)

Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)

Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)

Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)

Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)

«Бабочка»

Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз — вверх)

Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)

Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

«Птички»

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

«Медведь и пчелы»

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

«Раз – два»

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

Раз-два — поднялись,

Раз-два — руки вниз.

«Клен»

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен. (Руки подняты вверх, движения по тексту)

«Три медведя»

Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.

А сынок — малютка просто. Присесть.

Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.

С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.

«Зайка»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки. (Движения по тексту стихотворения)

«Аист»

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

—Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

—Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — левою ногою.

Снова — правою ногою,

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

«А сейчас мы с вами, дети»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз..

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

(1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

«Все ребята дружно встали»

Все ребята дружно встали Выпрямится.

И на месте зашагали. Ходьба на месте.

На носочках потянулись, Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели Присесть.

И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.

«Матрешки»

Хлопают в ладошки Хлопок в ладоши перед собой,

Дружные матрешки. Повторить хлопки еще раз.

На ногах сапожки, Правую ногу вперед на пятку, левую ногу

Топают матрешки. Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.

Влево, вправо наклонись, Наклоны вправо – влево.

Всем знакомым поклонись. Наклон головы вперед с поворотом туловища

Девчонки озорные, Наклоны головы вправо-влево.

Матрешки расписные. Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула.

В сарафанах наших пестрых Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз.

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки, Хлопок в ладоши перед собой.

Веселые матрешки. Хлопок по парте, повторить еще раз.

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

«Это Я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка, тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали! Вытрем лоб.

«Мишка»

Мишка лапки подними

Мишка лапки опусти

Мишка, Мишка покружись

А потом земли коснись

И животик свой потри — раз, два, три.

Матрешки в гостях у детей

Беляева Юлия Александровна

Организация: МБДОУ № 9

Населенный пункт: Красноярский край, г. Боготол

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.

Цели деятельности педагога: упражнять в порядковом и количественном счёте в пределах пяти; совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник; упражнять в умении находить предметы подобной геометрической формы, в окружающей обстановке; развивать внимание, мышление, память, воображение; совершенствовать умение сравнивать предметы по высоте, ширине, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, широкий – узкий; упражнять в ходьбе, отрабатывая координацию движений.

Планируемые результаты: эмоционально-заинтересованно откликается на игровые ситуации, проявляет интерес к участию в совместных дидактических и подвижно-дидактических играх, отвечает на вопросы педагога, знает основные геометрические фигуры, имеет представление о порядковом и количественном счете в пределах пяти, сравнивает предметы по высоте, ширине.

Материалы и оборудование: набор матрёшек, геометрические фигуры по количеству детей, обручи, макет ёлочки, атласные ленты синего цвета, магнитофон.

Утреннее приветствие:

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку,

Выполняем упражненья

Строго по порядку:

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись!

(Дети садятся на стульчики)

Ход НОД

Воспитатель загадывает загадку.

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это? (Матрёшки)

Воспитатель. Дети, посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришел?

Дети. Матрёшки.

Воспитатель. Посмотрите, какие они нарядные и красивые. Сосчитайте сколько всего матрёшек? Считаем – одна, две, три….

Дети по очереди считают, касаясь матрёшек.

Воспитатель. Сколько всего? (ответы детей)

Воспитатель. А если я возьму и переставлю матрёшек местами, количество изменится? Сколько их? (ответы детей, счет матрёшек)

Воспитатель. Матрёшки так торопились, что перепутались и спорят, кому из них стоять первой. Поможем им встать правильно? Предлагаю построить матрёшек от ёлочки.

(ребёнок выстраивает матрёшек по порядку)

Воспитатель. Матрёшки решили с вами поиграть и снова разбежались.

Дети индивидуально выстраивают матрёшек и считают по порядку первая, вторая и т.д.

Воспитатель. Дети, покажите, какая матрёшка — высокая, а какая — низкая.

(дети индивидуально показывают)

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Дети садятся на стулья.

Воспитатель. Матрёшка шепнула мне, что они не знают названия геометрических фигур, а наши дети знают.

Воспитатель показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) Далее Д/И «На что это похоже?»

Воспитатель. На что похож круг?

Ответы детей (солнце, арбуз, обруч, фары и т. д.)

Воспитатель. Дети, я знаю интересную игру, которая называется «Найди свой домик». Хотите поиграть?

Ход игры. Воспитатель раскладывает обручи в разных местах группы, в них геометрические фигуры. Каждый играющий выбирает маленькие геометрические фигуры. После этого детям предлагается под музыку «погулять» по группе. По окончании музыки дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом фигуры в домиках меняются.

(Садятся на стулья).

Воспитатель загадывает загадку о ручье.

Говорливый, и журчащий,

И холодный, и блестящий,

Он по камешкам бежит,

В речку дальнюю спешит.

Дети. Ручей.

Воспитатель. Матрёшки, а вы видели когда-нибудь ручейки? Говорят, никогда не видели. Я знаю широкий, а вы (ответы детей) Показать руками широкий – узкий.

Воспитатель. Дети, покажем матрёшкам, какие бывают ручейки?

Девочки из узкой ленты делают узкий ручей, затем мальчики из широкой ленты – широкий. Предложить по очереди перепрыгнуть.

Воспитатель. Скажите, через какой ручей легче перепрыгнуть? Почему? (ответы детей)

Рефлексия.

— Дети, о чем вы рассказали матрёшкам?

— Что вам понравилось больше всего?

ТН «Россия» (Часть первая) https://www.stranamam.ru/post/9137287/
ТН «Россия» (Часть вторая) https://www.stranamam.ru/post/9148379/
В этой части изучим:
Народные промыслы
Дополнительный материал:
«Глазам – радость, душе – отрада!” (Дымковская игрушка)
Статья про Матрёшку. История возникновения. Как играть с Матрёшкой
Две матрены, три матрешки, и еще матрешечка…
https://www.stranamam.ru/post/6481057/ немного о гжели
https://yadi.sk/i/DGOVftV7eTYJN раздача материала от Светы с ББ

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.
Русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди тоже творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы.
Характер народного промысла всегда зависел от местности, где жили мастера. Если природа вокруг была богата лесами, то в этой местности были распространены токарное ремесло, резьба по дереву, изделия из бересты. Если вокруг добывали много глины, то в этой местности было распространено гончарное ремесло. Если местность была богата рудой и минералами, как, например, на Урале, там активно развивались литьё и резьба по камню. А в тех местах, где хорошо рос лён, изготовляли прекрасные кружева.
Оборудование
Коробка. Внутри спрятана матрешка.
-Малыш, что бы узнать что лежит в коробке, нужно угадать загадку
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (матрешка)
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -…(Матрешки)
Может, это кажется удивительным, но человек, придумавший матрешку, известен. Это не крестьянин, а русский художник Малютин, Жил он в прошлом веке. Путешествуя по Японии, увидел там подобную куклу, только одетую по-японски. Кукла так понравилась ему, что он представил ее в русском костюме.
Матрешка – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка – с секретом! В нутрии её прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше.
Про матрешку придумали потешку:
Шли матрешка по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И ещё Матрешечка!
По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам найденным археологами, более трех тысяч лет!
Прообразом матрешки могли послужить «писанки” — деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большое вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрешки стала японская ритуальная куколка, внутри которой помещалось еще несколько фигурок.
В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
ПЕСНЯ. «Русская матрешка”
/Слова и музыка З. Роот/
Россия наша славится
Расписными ложками
Да еще гордится
Русскими матрешками.
Припев:
Матрешка русская,
Плясать она искусная,
Веселится и поет,
Развлекает весь народ.
В каждом доме ее почет,
Все встречают с ласкою,
Потому что вместе с ней
Дом наполнен сказкою.
Припев:
Матрешка русская,
Плясать она искусная,
Веселится и поет,
Развлекает весь народ.
Физкультминутка «Матрешки»
Мы веселые матрешки, Дети улыбаются друг другу.
Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши.
На ногах у нас сапожки, Показывают ножки.
Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши.
Мы похожи словно сестры, Поворачиваются по кругу.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Вот пять кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах, на столе у нас живут-
Всех Матрешками зовут!
Эй, матрешки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Ой, спасибо тебе, мастер, руки золотые!
Получились мы на славу, яркие такие!
Деревянные сестрички, от большой до невелички,-
Изнутри мы все пусты,
Кроме младшенькой сестры!
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки – невелички.
Как пойдем плясать да петь,
Вам за нами не успеть!
Наши руки крендельки,
Щеки — будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!
Мы матрешки, мы кругляшки,
Нам похлопайте в ладошки,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!

  • Поделиться

Открыть в полный размер

Вот замечательная идея!!! — https://www.stranamam.ru/post/7401209/ от ArtMaman

  • Поделиться

Открыть в полный размер

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят.
Издавна русские люди славились народно-прикладным искусством. Что это такое? (Художественные произведения, созданные народными мастерами )
Как можно обыграть
Сегодня мы побываем в музее «Народного прикладного искусства». (показ картинок и фигурок народных промыслов). Мама — в роли экскурсовода.
Рассказываем ребенку. что такое музей и как вести себя в нем.
http://www.liveinternet.ru/users/vsjo_dlja_doshkoljat/rubric/4170744/ — Серия — «Искусство — детям».
В альбоме группы есть раскраска с небольшими фактами о каждом промысле — https://www.stranamam.ru/album/9160036/

  • Поделиться

Открыть в полный размер

  • Поделиться

Открыть в полный размер

  • Поделиться

Открыть в полный размер
17 поводов для гордости во всем мире !!!

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.
Расскажите своим детям о том, что ассоциируется с Россией и вызывает восхищение у жителей всего мира
1. Дымковская игрушка
Символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

2. Жостовская роспись
В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
3. Хохлома
Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.
Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Танец

4. Городецкая роспись

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

5. Уральский малахит
Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.
6. Гусевской хрусталь
Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
7. Матрешка
Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.
8. Финифть
Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.
9. Тульский самовар
В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
10. Палехская миниатюра
Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.
11. Гжель
Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

12. Павлово-посадские шали
Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.
13. Вологодское кружево
Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.
14. Шемогодская резная береста
Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.
15. Тульский пряник
Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.
16. Оренбургский пуховый платок

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.
http://youtu.be/Pqhlr0SfFm4
17. Богородская игрушка

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, — потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.
Еще одним видом народного творчества являлись Куклы-обереги.

  • Поделиться

Открыть в полный размер
Изготовление кукол-оберегов своими руками началось еще в самой древности. Игрушки передавались из поколения в поколение. Считалось, что народные куклы-обереги обладали определенной силой и семейной энергией, помогали во времена невзгод своим хозяевам, приносили счастье в дом, спасали от нечисти.
История
Как уже было выше сказано, создавались славянские куклы-обереги своими руками. Все игрушки наряжались в красивые платья. Одежда выполнялась с особенным смыслом. Каждый наряд означал что-то свое. В одежде непременно должен был быть красный цвет. Он символизировал тепло, радость, солнце, здоровье. Кроме того, этот цвет защищал от бед и сглаза. Народные куклы-обереги создавались безликими. Еще во времена язычества считалось, что если у игрушки есть лицо, то в нее обязательно вселится дух, который может принести вред дому, семье, детям. Кроме того, это еще и «лишние глаза». Однако и без лица игрушки перенимали настроение своих хозяев.

  • Поделиться

Открыть в полный размер
http://kladraz.ru/blogs/randina-olga/trjapichnye-kukly-oberegi-svoimi-rukami.html МК ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
Творчество О, здесь просто кладезь идей!!!
Несколько вариантов

  • Поделиться

Открыть в полный размер
ЗАГАДКИ
Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребетня
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня.
(Дымковская игрушка)
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы.
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые.
На солнышке блестят.
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы.
(Городец)
• Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома.)
• Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
(Дымково.)
• Эта роспись
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких.
(Гжель)
• Коль на досточке девица
Иль удалый молодец
Чудо-конь и чудо-птица
Это значит ….
(городец)
Есть ещё для вас игрушка, не лошадка, не Петрушка-
Красавица — девица, у неё сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой темницы.
(Матрёшка)
Чашка эта голубая
О зиме напомнит вдруг:
На снегу холодном тает
Не растает синий луг
Неужели, неужели
В вашем доме нету… Гжели!
Синяя сказка — глазам загляденье
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая… гжель!
Посуда не простая
А точно — золотая
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками
Называется она…
Золотая хохлома!
Разной формы, железные
В хозяйстве очень полезные
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные (жостовские подносы)
СТИХИ
Авторские — Ольга Киселева Сергиев Посад
Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!
Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!
Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.
Славный, яркий Городец –
удалец и молодец!
Словно кружит карусель –
красок солнечных метель!
Вот глазастые цветы
небывалой красоты,
кони, тонкие в ногах,
листья, ягоды в лесах.
Долгой русскою зимой –
лета слиток золотой
с разноцветием лугов
и волшебных городов.
Куколки тряпичные
очень симпатичные,
словно руки бабушки –
мягонькие лапушки,
тёплые, уютные
куколки лоскутные.
Красота – для девочки –
на косице – ленточки.
Мастерят для мальчика
из тряпицы зайчика.
Заинька на пальчике –
веселятся мальчики!
Пара – неразлучники –
держат вместе рученьки.
Мартинички-деточки –
мальчики и девочки –
на руках качаются –
род и продолжается!
Кукла обережная –
кружевная, нежная.
Яркие кувадочки
забрались в кроваточку,
и звенят подольчиком
куклы-колокольчики!
В бусинках желанница –
всё в судьбе наладится!
Куколки есть разные –
для труда и праздника,
чтобы жить удачливо,
весело да счастливо!
Фарфоровое небо
в уютных облаках.
А может, много снега
и сини в вечерах.
А может, голубика
залита молоком…
Ах, Гжель мой луноликий –
знаком и не знаком.
То удивит цветами
из синевы небес,
то линий завитками
из неземных чудес.
Ах, светлая посуда,
стремящаяся ввысь!
А птицы-то откуда
на чайниках взялись?
Сколько глиняных игрушек:
ярких козликов, индюшек,
в красных яблоках лошадок –
Дымки мир красив и сладок,
как на праздник леденцы –
мастера-то – молодцы!
Белой краской покрывали,
на игрушках рисовали.
Получались церкви, ели,
расписные карусели –
шумный город, маков цвет –
даже в сказках его нет!
В разноцветных юбках дамы,
в головных уборах мамы,
много птиц, собачек, деток
и цветных кружков и клеток…
А индюк свой хвост несет,
словно солнышка восход!
Золотое солнышко
пролилось на донышко.
Птицы с крыльев злато льют,
алы ягоды клюют.
Сколько птиц золотокрылых:
лебедей и пташек милых,
утиц, красных петушков
у искусных мастеров!
Небо в золото одето,
только осень то, не лето.
Листья в золоте, цветы –
всё на фоне черноты.
Иногда – красно, багряно,
как на ягодной поляне.
Стебельков затейлив ряд,
краски лаково горят.
Филимоновская ирушка
Длинношеие зверушки
скачут по дорожке.
У лошадок – только ушки,
у коровок – рожки.
У барашка и оленя
рожки побогаче.
Мастерицам не до лени –
вот что это значит!
Чудо-глину добывают
в области да Тульской.
Вылепляют, обжигают
звонкую свистульку!
И полоской украшают:
красной, желтой, синей
и зеленой. Потешает
пестрота всех линий.
А на грудку к петушочку
солнышко уселось,
чтобы милому сыночку
весело свистелось!
Знаем точно, без подсказки –
все матрешки любят сказки.
А матрешки с чудесами
их рассказывают сами!
Полхов-майданская матрешка
Из Полхов-Майдана матрешка
стройнее и строже немножко.
Цвет любит малиновый, алый.
Вся в маках красы небывалой!
Семеновская матрешка
Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Их умею я считать –
один, два, три, четыре, пять!
Чтоб досчитать до десяти,
чуть-чуть мне надо подрасти.
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.
:heart
Сергиево-посадская матрешка
Сергиев Посад святой –
для матрешки дом родной!
Куклы более ста лет
радуют весь белый свет!
Так матрешечка одета:
сарафан любого цвета,
на головушке платок –
весь в цветочках уголок.
И с узором фартук яркий,
в ручках у нее – подарки,
светлая рубашка –
куколка-милашка!
Вот матрешка расписная,
деревянная, большая!
По одной раскрыть сумей-ка –
будет целая семейка!
Выставим матрешки в ряд –
пусть по росту все стоят.
Эта – выше, эта – ниже,
эта – дальше, эта – ближе.
Эта – меньше, эта – больше,
эта – толще, эта – тоньше.
Эта – шире, эта – уже –
с математикой мы дружим!

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх