Попечительский совет в ДОУ: основные функции и возможности

Воспитание гармоничного, разносторонне развитого ребенка – процесс сложный и многогранный. Зачастую освоить весь объем моральных, материальных и физических затрат на реализацию этой цели – непосильная ноша для педагогического коллектива дошкольной организации. Для всесторонней поддержки полноценного функционирования детских садов существует распространенная практика – создание попечительских советов.

Попечительским советом в ДОУ называется негосударственная общественная организация, созданная для оказания содействия в решении материальных, образовательных и других вопросов, связанных с деятельностью учреждения. Совет создается на добровольных началах и относится к общественным некоммерческим объединениям, действующим коллегиально на постоянной основе.

Быстрый переход по разделам:

  1. Деятельность попечительского совета.
  2. Формы организационно-правового статуса.
  3. Состав попечительского совета.
  4. Порядок формирования состава.
  5. Документы.

Деятельность попечительского совета

Попечительские советы, сотрудничающие с дошкольными образовательными организациями, призваны способствовать полноценному и разностороннему развитию детей, оказывая помощь в педагогической, интеллектуальной и финансовой деятельности детского сада.

В круг решаемых советом задач входят:

  • привлечение внебюджетных средств;
  • разработка программ совместной работы с руководством учреждения;
  • действия, направленные на обеспечение полноценного развития дошкольников;
  • материальная поддержка малоимущих семей воспитанников;
  • распределение и контроль внебюджетных средств;
  • содействие расширению материально-технической базы;
  • активное участие в работах по благоустройству, озеленению и других проектах;
  • организация мероприятий по улучшению рациона питания;
  • представление интересов дошкольной организации в районных и городских административных органах.

Работа попечительского совета в детском саду проходит при тесном сотрудничестве с его администрацией, однако решения попечителей по вопросам, находящимся за пределами его полномочий, должны иметь консультативный и рекомендательный характер. Бюджет формируется из добровольных пожертвований родителей или иных физлиц и спонсорской помощи от организаций.

Деятельность попечительского совета в детском саду регламентируется рядом документов от федеральных законов до локальных актов учреждения. Состав нормативно-правовой базы зависит от организационно-правового статуса.

Основные нормативные акты:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Указ Президента РФ № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  4. Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
  5. Постановление Правительства РФ № 1379 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете».

Формы организационно-правового статуса

Часть структуры детского учреждения

Это наиболее часто встречающаяся организационно-правовая форма. Совет не имеет юридического лица и функционирует как орган самоуправления при ДОУ. Основным документом, определяющим его деятельность, является положение о попечительском совете в ДОУ, утвержденное на общем собрании коллектива.

Преимущества этой формы состоят в возможности привлечения большого числа родителей как лиц, заинтересованных в улучшении качества образования детей.

Попечители действуют на добровольных началах без отрыва от основной работы. Из недостатков можно назвать следующие:

  • необходимость привлечения на безвозмездной основе специалистов по финансовой отчетности;
  • отсутствие официальных бухгалтерских документов;
  • обязательство предоставлять регулярные отчеты попечительского совета детского сада;
  • все собранные средства накапливаются на расчетном счете ДОУ.

Самостоятельная организация

Такая правовая форма представляет собой общественное объединение педагогов, родителей и других физических лиц, заинтересованных в поддержке деятельности образовательного учреждения. Совет действует на основании собственного устава и взаимодействует с образовательным учреждением на основании договора о сотрудничестве. Попечитель может не регистрировать юридический статус, но имеет право привлекать специалистов по финансовой отчетности с возможностью выплаты им заработной платы.

Важный аспект работы попечительского совета в детском саду – легализация поступления спонсорской помощи, это позволяет избежать проблем с финансовыми и юридическими надзорными органами.

Однако без образования юридического лица совет не обладает рядом прав и полномочий, что существенно ограничивает его возможности. Попечитель имеет право открыть отдельный расчетный счет только при бухгалтерии учреждения или централизованной бухгалтерии муниципальных образовательных организаций, что осложняет процесс распоряжения собранными средствами.

Самостоятельное юридическое лицо

Общественное объединение с данным статусом имеет собственный устав, юридический адрес и расчетный счет. У него есть штат сотрудников и собственный фонд оплаты труда. Подобные организации могут сотрудничать с несколькими дошкольными учреждениями.

Уставную деятельность попечитель реализует посредством договора о сотрудничестве между общественной организацией (партнерством, фондом и др.) и ДОУ.

Попечительская организация в форме некоммерческого партнерства – юридического лица – предоставляет возможность аккумулировать собранные средства на собственном расчетном счете и распоряжаться ими, минуя казначейское сопровождение, обязательное для бюджетных организаций.

Виды организационно-правовых форм

Состав попечительского совета

Как правило, инициатором создания попечительского совета выступает группа активных родителей. Первоначальный состав формируется из представителей педагогического коллектива и инициативной группы. Состав и полномочия регламентированы положением о попечительском совете в ДОУ или уставом совета в зависимости от организационно-правовой формы. Положение содержит информацию о структуре, количестве членов и порядке работы.

Пример структуры:

  • председатель;
  • заместитель председателя;
  • секретарь;
  • члены совета.

Порядок формирования состава

Состав формируется на добровольной основе по инициативе или путем выдвижения кандидатов. Как правило, по численности совет не превосходит 15 человек, однако он не может иметь менее 5 представителей. Ввиду того, что совет является выборным органом, он может периодически обновлять свой состав. Периодичность смены совета и порядок избрания членов совета прописываются в уставе дошкольной организации. Срок полномочий совета обычно назначается от 3 до 7 лет и определяется положением о попечительском совете в ДОУ. Срок пребывания председателя в назначенном статусе может быть сокращен по решению совета.

Прием новых кандидатов осуществляется на основании письменного заявления. Преимущество при приеме отдается родителям воспитанников или другим заинтересованным лицам, обладающим знаниями в юридических, финансовых и других областях, которые необходимы для полноценной работы совета. Приветствуются наличие общественного авторитета и высокий социальный статус кандидата.

Собрания попечительского совета в детском саду проводятся, как правило, не реже одного раза в квартал. Проводит их председатель, при его отсутствии полномочия передаются заместителю. На повестке дня – принятие решений о привлечении внебюджетных средств, утверждение расходов, отчет о работе ревизионной комиссии, действующей при совете. Ежегодно разрабатывается план работы попечительского совета детского сада при участии педсовета учреждения.

Документы

Положение о попечительском совете в ДОУ – основной документ, которым регламентируется его деятельность. В положении сформулированы основные цели, задачи и полномочия, определены структура, состав и порядок формирования, даны образцы основных форм внутренней документации.

К сожалению, не всегда деятельность попечителей бывает отмечена участием и благодарностью родителей. Нелишним будет напомнить, что рядом с ними бескорыстно трудится коллектив неравнодушных людей, для которых повышение качества жизни юного поколения не пустые слова, а результат их нелегкой работы.

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЕ ВЗНОСЫ

Контакты для обращений по поборам

Комитет по надзору и
контролю в сфере образования

тел. (8-3012) 44-58-91, 45-40-61

прием обращений на сайте
Комитет общего и
дополнительного образования
тел. (3012) 21-42-56 прием обращений на сайте
МВД по Республике Бурятия прием обращений на сайте

Документы

(чтобы скачать документ кликните по ссылке правой кнопкой мыши и выберите «сохранить как»)

Письмо комитета по образованию г. Улан Удэ № 3389 от 16.07.19

2017.12.25 Региональные рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам горячей линии «Школьные сборы: незаконные требования или вынужденная мера»

2015.05.25 Приказ Минобрнауки РБ №1306 об утверждении Порядка обращений образовательных организаций за оказанием материальной поддержки к родителям (законным представителям) обучающихся

2015.09.09 Письмо Минобрнауки России № ВК-2227/08 О недопущении незаконных сборов денежных средств

2010.07.03 Приказ Минобрнауки России №2994 о форме договора о платных услугах

2013.09.19 Письмо Рособрнадзора по поборам

2013.09.10 Письмо Рособрнадзора по платным образовательным услугам

2013.08.15 Постановление Правительства РФ о правилах оказания платных образовательных услуг

Дополнительно

2017.05.22 Письмо Минюста РБ обзор деятельности попечительских советов

2015.10.06 Письмо Минобрнауки РБ №02-16/3236 (о мониторинге введения Порядка)

2015.06.18 Письмо Минобрнауки РБ №02-16/2005 о введении Порядка обращений к родителям обучающихся

Обращение к родителям за материальной помощью

Порядок обращений образовательных организаций за оказанием материальной поддержки к родителям (законным представителям) обучающихся утвержден приказами Минобрнауки РБ и органов МСУ (см. ниже). Порядок не запрещает образовательным организациям обращаться к родителям за материальной помощью, но устанавливает сроки, форму, способы обращений. Допускается обращение в форме открытого письма, которое размещается на сайте образовательной организации. Школа должна планировать свои расходы и отчитываться о них перед родителями. Пожертвования должны приниматься в безналичной форме. Некоммерческие организации, действующие в школах и садах как попечители, должны заключать со школой договор, в соответствии с которым они будут действовать в рамках Порядка и ежегодно передавать приобретенное на пожертвования имущество школе. Порядок определяет случаи, когда обращение за материальной помощью будет расцениваться как давление на родителей и обучающихся. Например, когда родителю объявляется сумма пожертвования при приеме ребенка в школу. Порядок запрещает передавать родителям просьбу о пожертвовании через обучающихся.

Часто задаваемые вопросы из обращений граждан:

1. Директор (учитель, член родительского комитета) предлагает (просит, требует) сделать добровольный взнос в Фонд школы. Законно ли это?

— Должностные лица, выступающие от лица организации, а также физические лица, выступающие от общественных объединений граждан вправе предложить сделать пожертвование. Это законно. Требовать пожертвования – незаконно.

Если родитель является членом общественного объединения, организации (например, Попечительского совета), то все зависит от того, какие обязанности возложены на него (например, уплачивать членские взносы, исполнять решения органа управления, др.). Членство в организации, как правило, устанавливается на основании заявления гражданина.

2. Обязан ли я (родитель) делать пожертвования?

— Не обязаны.

3. Как поступить, если меня принуждают делать пожертвования (звонками, смс, устными угрозами, т.д.), если я боюсь, что моему ребенку будут мстить в разных формах?

— Нужно спокойно объяснить собеседнику, что вы не желаете и не будете делать пожертвования. Вы не обязаны объяснять причины, но можно сказать, что в настоящее время вы не имеете такой возможности. Как только возможность появится, то вы вернетесь к этому вопросу.

При повторном обращении к вам предупредите человека, что вы расцениваете его действия как давление. Если данная мера не изменит ситуацию, рекомендуется сообщить о давлении классному руководителю, директору школы и т.д. сначала в устной, а затем в письменной форме.

Важно вести корректный диалог, даже если ваш собеседник позволяет себе этого не делать. За вами всегда остается право обратиться в вышестоящие инстанции — учредителю, в Министерство образования и науки Республики Бурятия, т.д.

Если сразу обратиться в вышестоящие инстанции, то законодательство о рассмотрении обращений граждан обязывает направить обращение на первоначальный уровень, на котором должно было быть рассмотрено обращение.

4. Кто и как может (вправе) собирать деньги в Фонд школы?

— Средства в Фонд школы могут собирать как руководитель образовательной организации, уполномоченные на это работники так и коллегиальные органы управления организацией (Управляющий совет, Попечительский совет, др.), также уполномоченные для этого локальными актами образовательной организации.

Средства в Фонд школы должны поступать только на счет образовательной организации. Реквизиты счета размещаются на ее официальном сайте.

Если Попечительский совет функционирует в виде самостоятельного юридического лица, то его работники могут принимать средства в наличной форме с предоставлением соответствующих приходно-кассовых документов.

Для профилактики незаконных сборов и оборота денежных средств не рекомендуется делать денежные пожертвования в наличной форме.

5. Обязан ли я оплачивать за питание в школе?

— Услуга питания не входит в норматив, обеспечивающий реализацию образовательных стандартов в школах. Поэтому школы организуют питание обучающихся на платной основе. Отдельные категории детей, установленные законодательством, обеспечиваются питанием бесплатно или на льготных условиях.

организации.

Средства в Фонд школы должны поступать только на счет образовательной организации. Реквизиты счета размещаются на ее официальном сайте.

Если Попечительский совет функционирует в виде самостоятельного юридического лица, то его работники могут принимать средства в наличной форме с предоставлением соответствующих приходно-кассовых документов.

Для профилактики незаконных сборов и оборота денежных средств не рекомендуется делать денежные пожертвования в наличной форме.

6. Обязан ли я оплачивать за ремонт, охрану, уборку и прочие нужды, не являющиеся образовательной деятельностью?

— Не обязаны. Если родители хотят создания особых условий для своих детей в школе, они могут сделать пожертвования на добровольной основе, указывая на какие цели должны быть направлены передаваемые средства.

7. Что делать, если школа говорит, что на ремонт не дали денег?

— Содержание имущественного комплекса школы — полномочие учредителя. Учредитель должен позаботиться о выделении на данные цели бюджетных средств. Если школа приступила к обучению детей в учебном году, то она признана соответствующей действующим нормам. Фактически учредители часто не выделяют достаточного количества средств в виду экономической ситуации в муниципальном образовании, а школы делают текущий ремонт за счет средств родителей. Однако, у школы могут быть дополнительные источники финансирования — образовательные услуги, сдача в аренду имущества (с разрешения учредителя и не в ущерб образовательному процессу и воспитательным целям). Данные средства школа также может направлять на свои нужды.

8. Как я могу узнать, достаточно ли у школы денег на ее первоочередные нужды?

— Для этого существуют три источника информации: 1) письмо-обращение школы к родителям за материальной поддержкой, в котором может быть указана необходимая сумма и планируемые направления расходования; 2) документы о финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Школы обязаны публиковать на сайте отчеты о финансовых результатах деятельности за истекший период. Также у школы имеются планы ФХД. В данных документах отражено, сколько денежных средств поступило (поступит) в школу из разных источников, в том числе из бюджета, от платных услуг, от использования собственности, от пожертвований.

Как правило, на первоочередные потребности школы средства выделяет учредитель: на исполнение предписаний надзорных органов, штрафы, подготвоку школ к новому ученому году, т.д. Данные предписания должны выполнятся в первую очередь и финансироваться из средств бюджета. Остальные потребности носят необязательный характер и могут финансироваться из разных источников, перечисленных выше.

9. Как быть с теми родителями в классе, которые не хотят улучшать условия и ведут себя как «иждивенцы»?

— Родители не обязаны делать пожертвования. Никто не имеет права принуждать их к сдаче денег, тем более оказывать давление на детей, ущемлять права детей, чьи родители не сделали пожертвований. Сумма для создания особых условий для детей должна направляться на всех детей класса. Например, нельзя допускать, чтобы один из детей сидел на старом стуле, если его родители не сдали средства на новый по решению родительского комитета. Данную ситуацию должен урегулировать классный руководитель, объяснив родителям, которые решили обновить мебель, что это допустимо лишь в отношении всех детей в классе, либо недопустимо совсем.

10. Подобная ситуация с рабочими тетрадями. Как быть, если не все хотят сдавать деньги?

— Рабочие тетради не являются обязательными для использования в классе до тех пор, пока они не утверждены в качестве таковых приказом школы. Если они утверждены, то школа обязана предоставить их каждому ребенка из библиотечного фонда. Если не утверждены, учитель вправе предложить родителям заниматься по рабочим тетрадям (приобретя их с оптовой скидкой), т.к. это удобно для детей, учителя и родителей. Если все родители добровольно принимают такое решение, то обучение с использованием рабочих тетрадей можно считать правомерным.

11. Как вообще должны вести себя лица, участвующие в сборе пожертвований? Где это можно узнать?

— Министерством образования и науки республики Бурятия, а также районными управлениями образованием утвержден Порядок обращений к родителям обучающихся за материальной поддержкой . Учредителям и школам поручено ежегодно осуществлять ознакомление руководителей, педагогов, членов попечительских советов и родителей с Порядком, разместить Порядок на школьных сайтах.

12. Могу ли я (родитель) позвонить в министерство анонимно и пожаловаться на школу, чтобы там прекратили «поборы»?

— Обвинение в поборах или вымогательстве — серьезное обвинение для должностного лица. А вымогательство — это уголовное преступление. Поэтому придется доказывать факты. Вы можете не делать пожертвования. Позвонив по телефонам «горячей линии», Вы можете получить консультацию, как оформить обращение, как вести себя в той или иной ситуации.

Введение Порядка в муниципальных образованиях Республики Бурятия

Муниципальное
образование

Наименование муниципального акта о введении Порядка

г.Улан-Удэ Приказ Комитета по образованию №925 от 09.09.2015 г.
Баргузинский
Баунтовский

Приказ Отдела образования МО «БЭР» от 27.08.2015 №94

Бичурский Приказ УО АМО «Бичурский район» от 20.09.2015 №175
Джидинский Постановление АМО «Джидинский район» от 28.08.2015 №278/1
Еравнинский
Заиграевский Приказ УО АМО «Заиграевский район» от 24.06.2015г. № 271
Закаменский Приказ МКУ «Закаменское районное управление образования» от 24.06.2015 года №119
Иволгинский Приказ РУО МО «Иволгинский район» от 16.06.2015 №158
Кабанский Приказ МКУ «РУО» от 29.10.2015 г. № 636
Кижингинский Приказ по отделу образования Комитета по социальной политике МО «Кижингинский район» от 01.07.2015 №67-ОД
Курумканский
Кяхтинский Приказ МКУ РУО № от 08.10.2015 г.
Мухоршибирский
Муйский Приказ по Муйскому РУО № 216 от 22.06.2015г.
Окинский
Прибайкальский Приказ МУ УО Прибайкальского района от 03.07.2015 №147
Северо-Байкальский
Селенгинский
Тарбагатайский Приказ МКУ УО МО «Тарбагатайский район» от 28.08.2015 № 229
Тункинский Приказ МКУ «УО АМО «Тункинский район» от 24.06.2015 №140
Хоринский Приказ МКУ Хоринское УО №199 от 16.09.2015 г.
ГОУ

Из рекомендаций Общественной палаты Российской Федерации

по итогам горячей линии «Школьные сборы: незаконные требования или вынужденная мера»

(25 декабря 2017 года, г. Москва)

В ноябре 2017 года Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) была завершена работа «горячей линии» на тему: «Школьные сборы: незаконные сборы или вынужденная мера» (далее – горячая линия), организованная Комиссией Общественной палаты по развитию образования и науке. Как показали результаты горячей линии, чаще всего денежные средства собирались на различные нужды класса/школы или в фонд класса/школы (47% обращений), на охрану школы (26% обращений) и ее ремонт (22% обращений), на покупку учебников (22%) и рабочих тетрадей (18%), а также на питание детей (5%).

В Рекомендациях указано, что принуждение родителей учеников к финансированию расходов на покупку мебели, техники, на уборку школьных помещений и других подобных расходов является незаконным. Вышеуказанные расходы могут быть понесены родителями (законными представителями) учащихся только на добровольных началах. Согласно положениям статей 1, 2, 4 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей, в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования.

В соответствии с нормами статьи 35 Закона об образовании из бюджета оплачиваются средства обучения (а также учебные пособия и учебно-методические материалы), предоставляемые обучающимся на время получения образования. Канцелярские товары (а также рабочие тетради) как расходные материалы учебного процесса не могут быть возвращены по окончании процесса обучения, и, соответственно, оплачены в обязательном порядке из бюджетных средств. Однако органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по своему усмотрению могут принять решение о выделении средств на финансирование вышеуказанных расходов.

Подарки учителю/директору школы со стороны родителей обучающихся вполне законны, если их стоимость не превышает 3 тысяч рублей. Принудительный сбор средств школьной администрацией/родительскими советами на охрану школ, содержание имущества школ и обустройство прилегающих к ним территорий является незаконным. Однако данный вопрос требует дополнительного правового регулирования в части распределения полномочий.

Полный текст рекомендаций можно скачать .

То, что взносы в так называемые попечительские советы детских садов в Новосибирске добровольно-принудительные, не новость. Каждый родитель знает — установленным мэрией минимумом в 1000 рублей в месяц не обойтись. Где-то родители действительно сами сдают деньги — на новые игрушки, ремонт, мебель… А где-то с них собирают по 500 а то и больше рублей, не объясняя — на что именно. Но теперь финансовое противостояние родителей и детсадов вышло на новый виток — к делу подключилась прокуратура.

— Мы проверили более 200 детсадов, и практически в каждом из них была масса нарушений, — рассказала «КП» Марина ПОТАПОВА, старший помощник прокурора города Новосибирска. — Например, заведующие говорили родителям, что фиксированная плата (1000 рублей. — Прим. авт.) вносится исключительно на питание ребенка, а взнос в попечительский совет — это деньги на содержание детей, и заставляли платить эти взносы в обязательном порядке.

Помимо этого, в некоторых детсадах заведующие напрямую угрожали родителям, что обделят ребенка игрушками и едой, если родители не сделают взнос в попечительский совет. По крайней мере, так говорит городская прокуратура безуказания на конкретный детсад. Люди в погонах заявляют, что несколько детских садов под угрозой закрытия, а заведующие могут потерять работу. Но в Управлении образования мэрии Новосибирска увольнять заведующих не торопятся.

— Да поймите же, тех денег, которые выделяет мэрия на содержание ребятишек, нам катастрофически не хватает! — возмущается Римма ЧЕКИНА, заведующая детским садиком № 5. — Ну как мы можем купить, например, новые кроватки хотя бы для одной группы, если на них надо потратить как минимум 45 тысяч, а в бюджете у нас предусмотрено всего 20 тысяч? Приходится собирать с родителей…

В общем, у них своя правда — для детей стараются. Но, чего уж греха таить, не везде эти старания видны: родители жалуются друг другу, что деньги просто уходят «в никуда». Правда, жаловаться на заведующих никто не идет — боятся потерять место. Замкнутый круг получается…

Компетентно

«Взносы — дело добровольное»

Наталья КОПАЕВА, заместитель начальника управления образования мэрии Новосибирска:

— Попечительские советы, созданные в детских садах, — это некоммерческие благотворительные организации, и координируют их деятельность родители, а не заведующие. И руководители детских учреждений не вправе требовать с родителейвзносы в фонд попечительского совета. Тут уж родители сами должны решать — платить или нет. Но с другой стороны, нужно понимать, что в детсадах действительно очень маленький бюджет, и им нужна помощь. Именно ее в большинстве случаев и просили на родительских собраниях заведующие. Ведь во время тех же проверок за каждую потраченную копейку заведующие смогли отчитаться!

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх