Правильно ли ходит ваш малыш?

Девочки, привет. Буду признательна любым комментариям. Моей дочери 4 года через неделю. Меня уже давно беспокоит вопрос её неуклюжести. Но раньше я списывала это на её возраст, а сейчас уже не знаю что и думать….

Дочь никогда не была шустрой и подвижной, никогда никуда не залезет, характер вполне спокойный, усидчивая, предпочитает неподвижные игры,-порисовать, собрать бусы, поиграть в садик с куклами. Села в 8 месяцев, не ползала, только крутилась, переворачивалась по полу через себя, пошла в 1год 1месяц. В месяц ей ставили дисплазию ТЗБ, но в полгода диагноз сняли. В течение первого года жизни прошли 3 курса массажа, посетили неоднократно неврологов, каких-либо нарушений не было замечено. В 3 года ходили к остеопату курс-4 сеанса, были улучшения, летом ежедневно ходим на море, активно «плаваем» в воде, бегаем по гальке. А, кстати, у нас, расположенность к плоско-вальгусным стопам, носит ортопедию профилактику.

В общем, проблема такова:очень часто падает, спотыкается, может на ровном месте упасть лбом об бетон, не способна удержаться на большом мяче, в позиции лёжа на нём на животе, сразу вниз головой, такое ощущение, что вестибулярный аппарат нарушен(. Ноги при ходьбе на трудных участках дороги (например, корявая дорога с крутой горки) как-то странно выкидывает, как буд-то они ей не принадлежат, а идут сами по себе. В проёмах дверей плечами собирает косяки или ушами дверные ручки(((. Утомляется при ходьбе, не всегда, конечно, к примеру с моря дорога в горку, корявая, идти около 40 минут, так она жалуется, что очень устала.

Я вот не могу понять. Или сиё всё считается в пределах нормы и списывается на темперамент и возраст, или пора обращаться к специалисту? Тогда к какому? У кого похожие тревоги? Мамочки, посоветуйте, пожалуйста, и рассудите со мной….Спасибо.

Как обычно ходят малыши?

Это нам, взрослым, может показаться, что в ходьбе нет ничего сложного: вот так просто взял и пошел. Но для малыша, только начавшего подниматься на свои две, это испытание еще то! В данное время в организме крохи в усиленном режиме отрабатывается несколько навыков одновременно. Он учится держать равновесие, соблюдать координацию движений, слаженно управлять разными группами мышц. В работу включается вестибулярный аппарат, а костям и связкам впервые приходится выдерживать вес всего тела. Вот почему первые шаги малютки всегда неуверенные и шаткие. Как правило, его дебютное «дефиле» длится не больше нескольких секунд. И это норма. А вот если малыша до года насильно пытаются научить ходить, это уже может стать причиной отклонений. Если кроху поставить на ножки раньше времени, его скелетные кости не выдерживают нагрузку тела и деформируются.

Первые неуверенные шаги малютки – это еще не ходьба. Опять-таки зависимо от индивидуальных особенностей организма, малышу может понадобиться от нескольких недель до нескольких месяцев для того, чтобы «отшлифовать» свое новое умение. В течение этого времени ребенку вряд ли получится избежать падений, но это также является частью отработки навыков. Задача родителей – помогать малышу снова подниматься на ножки, а также создать максимально безопасную обстановку для детского обучения.

Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.

Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:

  • порезы
  • вывихи
  • переломы и трещины
  • ушибы, синяки
  • сотрясения мозга
  • сильные ранения

Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.

Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.

Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.

Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.

Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Вторичная выгода

Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.

Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.

Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.

Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность

Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.»В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.

В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».

Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».

Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.

Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.

Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх