Узбекский костюм для мальчика своими руками

Национальный костюм – важная часть культуры любого народа. По стилю одежды, тканям, из которых он выполнен, рисункам и узорам можно много узнать о жизни, обычаях и истории народа.

Узбекский костюм не является исключением из правил. Основные особенности его зародились в древние века. Он отражает национальную специфику, культуру и богатую историю этой азиатской страны. Большое значение на формирование стиля и видов одежды оказал ислам. Одежда должна была быть свободной и прикрывать все тело человека. И, конечно же, особенности климата тоже сыграли большую роль.

Особенности узбекского национального костюма

Хотя стиль национальной одежды жителей Узбекистана формировался под воздействием общих исламских тенденций, узбекский костюм имеет ряд отличительных особенностей, отражающих специфику региона и культуру страны. Сейчас традиционную одежду надевают по праздникам, но в кишлаках люди старшего возраста носят ее постоянно. Узбекская одежда для мужской половины жителей государства состоит из чапана – халата с поясом, рубашки – куйлака, шароваров и тюбетейки. Женский комплект включает в себя платье-тунику и шаровары. Голову женщины покрывают платком, чапаном или надевают тюбетейку.

Цвета и оттенки

В изготовлении одежды используется ткань разных цветов, кроме темных оттенков синего и черного. Считается, что эти цвета притягивают неудачу. По цвету костюма можно определить не только область проживания человека, но и его социальный статус. Богатые люди предпочитали голубые и фиолетовые оттенки. Одежда простолюдинов была в основном зеленого цвета. Как и в других мусульманских странах, женщины Узбекистана обязательно носили паранджу – длинный халат с сеткой, закрывающей лицо. Лишь с приходом советской власти представительницы женского пола сняли паранджу, заменив ее на тюбетейки или платки.

Ткани и крой

Отличительная особенность узбекского костюма – яркие красочные узоры на ткани. Узбекские ткани для пошива одежды – это хлопок, атлас, бархат и вельвет. Для теплого времени года изделия изготавливались с шелковым подкладом, а для зимы делали толстую подстежку. Крой узбекской одежды очень простой, причем он одинаков для мужских, женских и детских изделий. Вещи сшивали из кусков ткани без выкроек. Халаты, туники и тюбетейки обязательно украшали вышивкой. Повседневные вещи вышивали хлопчатобумажными или шелковыми нитями. Состоятельные люди использовали вышивку золотом на всех видах одежды. Искусная вышивка золотыми нитями – отличительная особенность узбекской одежды. Вышивали также тюбетейки и даже обувь. Для создания рисунка использовались растительные или геометрические мотивы.

Женские платья и шаровары шьют из натуральных тканей. Узбекский атлас прекрасно держит форму изделия, не вызывает раздражения на коже и очень красив. Все ткани имеют неповторимый узбекский орнамент. Особую популярность у модниц во всем мире получили платья, изготовленные из адраса. Это ткань, состоящая из хлопка и атласа в равных пропорциях и выполненная по технологии «ИКАТ». Эта сложная технология выполняется вручную и представляет собой обвязывание пучков нитей для окрашивания их в разные цвета.

Вещи из атласа носила лишь богатая часть общества. Для простого народа шили халаты, нательное белье и рубахи из хлопка.

Узбекские халаты очень популярны в мире. Их изготавливает из хлопка или атласа, и поставляют во многие государства мира. Красивый орнамент и прекрасное качество ткани обеспечивают узбекским изделиям большую популярность.

Современные тенденции

На протяжении многих веков национальная узбекская одежда оставалась консервативной. Лишь в последнее время женские платья в Узбекистане претерпели изменения. Появилась кокетка в фасоне, рукава стали изготавливать с манжетами, присборенными снизу. Модницы шьют приталенные фасоны платьев с воротниками-стоечками.

Узбеки – это удивительно гостеприимный, терпеливый и доброжелательный тюркский народ, который с почтением и уважением относится как к своему культурному достоянию, так и к традициям других наций. Живой и яркий характер узбеков нашел свое отражение в оригинальном, пестром и красочном наряде жителей страны. Национальный костюм можно отличить по его характерным особенностям:

  • использование ярких, насыщенных оттенков – считалось, что темные цвета притягивают к себе зло и неудачи;
  • отказ от черного и темно-синего цвета – они крайне редко использовались при пошиве мужской и женской одежды во всех регионах Узбекистана;
  • в большинстве случаев наряды изготавливались из дорогих, роскошных тканей – атласа, вельвета, бархата;
  • фасон одежды был прост и лаконичен, ориентирован на комфорт и удобство для человека;
  • наряды детей по крою и расцветкам не отличались от одежды для взрослых.

Наиболее предпочтительными при пошиве вещей были все оттенки красного цвета. Традиционно считалось, что они приносят в дом своего владельца счастье, удачу и достаток. Покрой одежды таджиков и узбеков не отличался особой оригинальностью. В большинстве случаев костюмы шили из кусков ткани прямоугольной формы, которые могли быть даже не разрезанными, а разорванными по ровному шву. Немного позже, с развитием ткацкого и швейного мастерства, национальная одежда изготавливалась несколько иначе. Прямой лоскут ткани перегибался, в результате чего создавались лицевая и задняя часть наряда. В подмышечной области размещалась ластовица. Штаны шились аналогичным образом, соединялись прямыми тканевыми отрезами.

Мужская одежда

Мода Узбекистана практически не меняется. И мужская, и женская одежда невозможна без халата, который является основным элементом любого костюма. Стеганый халат носили все, вне зависимости от возраста и половой принадлежности. Мужские изделия были выполнены в темных, сдержанных тонах, отличались простотой и лаконичностью. В качестве застежек использовались тонкие завязки и пояса. Представители сильного пола носили их дома, в повседневной жизни, а также на различные торжественные мероприятия. Праздничные изделия щедро украшались вышивками из золотых нитей, тесьмой, вставками из атласа, парчи или бархата контрастного цвета, которыми декорировались края и рукава изделия. Они имели вертикальные разрезы для комфорта во время движения. Образ узбека обязательно дополняли штаны длиной до щиколоток, которые назывались иштон. Они были достаточно просторными и свободными, но зауженными в нижней части и полностью лишены каких-либо декоративных элементов. Это обеспечивало мужчине максимальный комфорт и удобство в процессе ходьбы или верховой езды. Также представители восточного народа носили куйлак – легкую рубаху, поверх которой надевался летний или зимний халат. В древние времена сорочки имели длину до колена или ниже, немного позже огромную популярность приобрели более удобные и практичные модели длиной до середины бедра. Они имели различные варианты горловины: вырезы могли быть вертикальные, до уровня груди или же горизонтальные, от одного плеча до другого. На праздники надевали шелковые рубахи. Стиль узбеков дополнялся различными головными уборами и аксессуарами. Наиболее популярным был кийикча – широкий пояс, который использовался для подвязывания верхней одежды. Также он мог цепляться поверх рубашки. Он представлял собой широкий платок, сложенный полосой или треугольником из шелка, хлопка. Праздничные модели декорировались золотыми или серебряными пряжками. Варианты для праздничных мероприятий представляли собой настоящий шедевр швейного мастерства. Они изготавливались из дорогого бархата, щедро декорировались позолоченными узорами, орнаментами-оберегами, бисером. Для пояса использовались материалы ярких, контрастных расцветок, которые выделяются на фоне остальных предметов одежды. Особого внимания заслуживает мужской свадебный костюм, в который узбеки облачаются и на сегодняшний день. Он обязательно украшался при помощи парчи с золотыми или серебряными нитями. При этом декорировался не только халат, но и обувь, а также головной убор.

Верхняя одежда: как назывался узбекский халат

Узбекская народная одежда мужчин и женщин практически ничем не отличалась. В качестве верхнего предмета гардероба использовался халат. Какие-либо черты, выделяемые по половому признаку, отсутствовали. Чаще всего жители Узбекистана и Таджикистана носили чапан, который шился из различных материалов в зависимости от времени года. Зимние и осенние модели в обязательном порядке утеплялись ватой или верблюжьей шерстью. Также выделяли повседневные и праздничные халаты.

Головные уборы

Образ узбекского мужчины обязательно дополнялся головным убором, который защищал голову своего владельца от палящего солнца и пронизывающего ветра. Наиболее распространенным изделием являлась тюбетейка – небольшая шапка плоской округлой формы, которая украшалась красивыми орнаментами и другими декоративными элементами. Также представители восточной национальности носили кулох – головной убор в форме высокого колпака из войлока, обтянутый сукном, украшенный вышивками, бахромой по краю. Головной убор в каждом из регионов Узбекистана имел свои особенности. Тюбетейки существенно отличались по высоте, расцветке и используемому орнаменту. Они различаются по типам, бывают повседневными и праздничными, предназначенными для детей, мужчин и женщин. Отдельно выделялись головные уборы для людей пожилого возраста.

Обувь

В качестве теплой или легкой обуви представители восточной национальности чаще всего использовали сапоги, изготовленные из тонкой кожи особой выделки. Благодаря ей в таких изделиях было очень тепло в зимнюю пору года и не жарко летом. Сапоги носили мужчины, женщины и дети. Богатые, состоятельные узбеки могли себе позволить дополнить гардероб праздничными сапогами. Эти модели делали из мягкой кожи, они имели небольшой скос в области средней части подошвы. Благодаря этой детали мужчина мог уверенно держаться в седле во время верховой езды.

Галерея

Узбекский костюм для мальчика, фото которого представлено ниже, состоит из просторного халата, свободной рубахи с горизонтальной или вертикальной горловиной, а также широких штанов, зауженных в области щиколотки, со шнурком на поясе, клиньями в передней и задней части изделия. Для штанов лучше всего использовать темный, неброский материал, халат же чаще всего шьют из ткани с полосатой расцветкой. Для пошива рубахи используется цельное полотнище, перегнутое в области плеч, с вставленными клиньями и ластовицей на рукавах. Также изготавливается и халат – из двух цельных полотнищ, перегнутых вдвое по линии плеча. Для украшения применяется пестрая лента или тесьма.

Мужские национальные костюмы в Узбекистане

Главный предмет мужского гардероба – чапан – это стеганый халат, не имеющий пуговиц, и который обязательно подвязывают платком. Под чапан мужчины надевают прямую рубаху и шаровары, зауженные книзу – иштон. Обувью служат кожаные сапоги. И обязательный предмет узбекского гардероба – тюбетейка. В холодное время популярностью пользуются каракулевые шубы и полушубки. Узбекистан – родина каракуля. В Бухаре еще в VIII веке вывели особую породу овец с тонким бархатным мехом, являющимся сырьем для меховых изделий. Каракулевые шубы имеют огромный спрос на рынке из-за красоты, теплоты, изящности и легкости.

Одежда и головные уборы мужчин Узбекистана

Головным убором у сильной половины населения Узбекистана, как и других азиатских стран, служат тюбетейки. Их носят и женщины, и дети, и старики. У них тюбетейки отличаются от мужских. Для мужчин головные уборы изготавливают черного, синего и темно-зеленого цвета и обязательно украшают орнаментом. Чаще всего это вышивка белыми или цветными нитями. Материалом служит бархат или хлопок. Классическая тюбетейка обычно черного цвета с вышитыми белыми растительными узорами и имеет 4 грани с конусом сверху.

В каждой области страны этот головной убор имеет свои особенности. Тюбетейки отличаются по высоте и нанесенным узорам. У узбекских мужчин обычно есть несколько тюбетеек. Для праздничных моментов надевают расшитые золотом уборы. Сейчас редко встретишь в городах человека в тюбетейке на улице в обычный день. Но для праздника – это непременный атрибут национальной одежды, как и узбекский халат – чапан. Мужской халат шьется одного фасона для мужчин всех возрастов. Он прямой, с рукавами и разрезами по бокам. В качестве украшения используется тесьма и вышивка. Для разного времени года существуют легкие, утепленные и теплые стеганые халаты. В качестве подвязки используют бильбог – платок, сложенный в виде треугольника. Цвет его должен быть ярким и отличаться от цвета чапана. В праздничные дни мужчины подпоясываются бархатными кушаками, расшитыми бисером и золотом.

Аксессуары и обувь мужчин Узбекистана

Мужская половина страны носила туфли на высоком каблуке с приподнятым кверху носком. Они назывались кавуш. Кроме них, мужчины надевали коричневые или желтые сапоги, изготовленные из мягкой кожи барана или козла. Богатые узбеки украшали обувь вышивкой из золота. Простой народ носил ичиги – сапоги без каблука с мягкой подошвой. У такой обуви есть еще одно название – махси. Их надевали вместе с кавушами, которые при входе в помещение снимали, оставаясь в ичигах. Такие сапоги продолжают изготавливать, и они пользуются спросом. Среди мужских аксессуаров в Узбекистане самыми главными являются тюбетейка и бильбог, которые подбираются в соответствии с ситуацией.

Кавуш

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

В комплект женской одежды входило платье – куйлак и шаровары – лозим. Платья были прямого фасона с длинными рукавами, скрывающими кисти рук. Под платье представительницы слабого пола обязательно надевали шаровары. Они широкие у талии и узкие внизу, украшены тесьмой.

Одежда и головные уборы женщин Узбекистана

Непременным атрибутом женской одежды вплоть до октябрьской революции была паранджа. Это длинный и очень плотный халат без рукавов, который надевается на голову и скрывает полностью фигуру и лицо женщины. А чтобы она могла дышать и хоть что-то видеть, в районе лица вставлялась сетка из конского волоса. Носить паранджу должны были все представительницы женского рода с 9 лет. Для девочек они изготавливались из недорогих тканей красного цвета. Женщины носили паранджу других цветов. Изначально эти изделия были без украшений. Потом все чаще на них стали появляться вышивка, стразы, бисер. Сейчас этот предмет женского гардероба можно увидеть лишь в музеях.

Самый главный предмет в женской одежде – это платье. Узбекские платья представляют собой длинную тунику с рукавами. Традиционно они имели прямой фасон, но сейчас изготавливаются и более узкие с обозначенной линией талии.

Материалом для женских платьев служит атлас красивой расцветки. Праздничные варианты украшаются золотой или серебряной вышивкой. Голову женщины покрывают платком или надевают тюбетейку. Часто используют по два платка: один сворачивают в виде шарфа и обвязывают им лоб, а другой набрасывают на голову.

Аксессуары и обувь женщин Узбекистана

Обувью узбекских женщин были полузакрытые кожаные или замшевые туфли на маленьком каблуке с узкими носами. Когда на улице было прохладно, их надевали поверх ичигов – мягких кожаных сапожек. В XX веке молодежь стала носить сапоги и полусапожки на высоком каблуке с расшитыми красивыми узорами на голенище.

К самым популярным женским аксессуаром можно отнести узбекские платки, которые нередко тоже вышивали золотом. Женщины Узбекистана всегда носили ювелирные украшения в виде колец и браслетов из золота и серебра, которые не возбранялись исламом. На них наносились обереги, защищающие семью женщины.

Роль национального узбекского костюма в современное время

В наши дни большинство жителей государства предпочитает носить европейскую одежду. На улицах городов редко встретишь человека в национальной одежде, но в кишлаках многие пожилые узбеки до сих пор носят традиционные наряды.

Однако в дни праздников многие надевают национальные костюмы. Ни одно праздничное мероприятие в республике не обходится без песен и танцев. Узбекские танцевальные костюмы яркие и красивые, прекрасно демонстрируют культурные традиции Востока. Здесь свято чтут народные устои и обычаи. Многие предметы одежды в Узбекистане изготавливают из национальных тканей с использованием современных видов кроя и фасонов. Мода в стране умело сочетает новые тенденции и старые традиции. Национальные узоры используются в вечерних нарядах и в одежде на каждый день.

Сейчас стало модным проводить свадебное торжество в национальных костюмах. Невесте шьют платье из хан-атласа, поверх него надевается расшитая национальным орнаментом жилетка, а сверху – шелковый халат. На голову узбекская новобрачная надевает кокошник с прикрывающей лицо вуалью. И обязательно наряд дополняют золотые украшения. Причем чем их больше, тем лучше. Считается, что они служат оберегом от сглаза.

Узбекистан – страна, в которой трепетно относятся к традициям и своей культуре. Использование национальной одежды в быту, сохранение узбекского колорита в современных стилях и фасонах одежды еще раз это подчеркивает.

Читайте далее:

Роль национального костюма в наши дни

В современном мире у любого народа есть прекрасная возможность воспользоваться инновационными техническими разработками, идти в ногу с прогрессом, внимательно следить за последними трендами моды. И жители Узбекистана не стали исключением. Но не смотря на новейшие тенденции, они остаются преданными своему культурному достоянию. Узбечки и таджички очень любят надевать традиционные костюмы на свадьбы, различные торжественные мероприятия и национальные праздники. Они широко используют элементы и детали народной одежды в современной жизни, подчеркивают таким образом самобытность и аутентичность своей нации, богатство культурных традиций Востока и глубокую историческую связь, уходящую своими корнями в древние века.Узбекистан – удивительно дружелюбная и гостеприимная страна, которая притягивает таинственной восточной красотой и мусульманской сдержанностью. Неудивительно, что мужская и детская одежда с элементами национального узбекского наряда пользуется огромной популярностью среди жителей европейских стран.

Сросшиеся на переносице густые брови или отсутствие девичьей груди – такие особенности вряд ли впишутся в современное представление о женской красоте, однако в Центральной Азии они говорят о привлекательности.

«Открытая Азия онлайн» вместе со своими партнерами из медиа-группы «Азия Плюс» собрала нетрадиционные стандарты женской красоты, которые оценят только в нашем регионе.

Таджикистан

В то, что сросшиеся на переносице брови это красиво, кроме таджиков, верила только Фрида Калло. Все остальные на такую деталь женского образа смотрят скептически. Возможно, потому что не все в состоянии похвастать густыми бровями, которые способны слиться в одну сплошную черту, а таджички вот – могут. И даже если до непрерывной линии немного не достает, модницы специально красят переносицу усьмой (специальная краска для бровей растительного происхождения, — прим ОА), чтобы брови выглядели сросшимися. Это считается привлекательным, на наличие этого атрибута обращают внимание даже литераторы. Причем, сросшиеся брови – это красиво не только для Таджикистана, но и для соседнего Узбекистана. Во многих восточных сказаниях у красавиц одна сплошная линия бровей. Например, в сказках из книги «Тысяча и одна ночь»:

«И на ее шее, о повелитель правоверных, была ладанка из червонного золота, которая спускалась между грудей, а на блюде ее лба был локон, подобный черной раковине, а брови ее сходились».

Узбекистан

«У узбечки нет привычки две косички заплетать: у москвички – две косички, у узбечки – двадцать пять», — писала Агния Барто и была совершенно права. Правда, в Узбекистане плетут не только 25 косичек, но и все 40 — в зависимости от густоты волос. Кстати, 40 косичек характерны и для таджикских девушек. Такое количество в Узбекистане и Таджикистане плетут незамужние дамы.

Казахстан

У казахов другие пристрастия – здесь в цене маленькая женская грудь, а лучше ее полное отсутствие. О женщине с «большим достоинством» иронично говорили — мол, у нее «грудь как собачья голова». Эталоном красоты считалась маленькая, почти незаметная грудь, которая свидетельствует о юности ее обладательницы. Иногда девушки даже специально бинтовали свое тело, чтобы скрыть пышные, на их взгляд, формы.

А еще, если придерживаться традиционных стандартов красоты по-казахски, то Джулия Робертс со своим чувственными губами в них ни за что не вписалась бы. Дело в том, что казахи считают красивым маленький рот и сравнивают его с наперстком, это отражено даже в эпосе «Кыз-Жибек»: «Рот, как наперсток, глаза улыбчивые».

Кыргызстан

Рот, как наперсток, ценится и в Кыргызстане. Но, кроме маленького рта, эталон кыргызской красоты гласит, что кожа у женщины должна быть светлой, даже белоснежной.

Особенно яркая характеристика кыргызского фольклора – слово «белый» («ак») в составе женских имен. Это подчеркивает их красоту. Например, Акжибек, Акдаана и т.д.

Красота по-узбекски

Красота восточных красавиц известна во всем мире. Опьяненные любовью к молодым красавицам, поэты были готовы сложить к их ногам все красоты этого мира. Так, поэт Ширази был готов отдать за родинку возлюбленной Бухару и Самарканд.

Главной гордостью узбекских девушек является красота их волос, которые они заплетают в косички. Секреты ухаживания за волосами передавались девочке от ее бабушки.

Маленьким девочкам по достижению ими 7 лет заплетали от 4 до 8 косичек и делали прямой пробор-фарк.

С такой прической, волосы красавиц выглядели длиннее и гуще, а осанка становилась ровной. Косички можно было носить в течение 7 дней, не ухаживая за ними, что очень помогало в жару.

Прическа новобрачной значительно отличалась, и в нее вносились изменения. Перед свадьбой девушке заплетали 40 косичек, на концах которых заплетались нити-джамалак.

Слово джамалак произошло от арабского слова «джамал», что означает красота.

Нити джамалак делали из тутового шелкопряда, хлопка. После этого нити кипятили в черной краске и высушивали их.

Новобрачной также подрезали локоны- по 2 с каждой стороны. При помощи сладкого сиропа подрезанные волосы закручивали в локон.

В эти локоны на праздники, девушка вставляла в них трубочки, которые были украшены драгоценными камнями и подвесками.

Честно признаюсь, я не готовилась к этому флешмобу, но очень захотелось. Принимайте экспромт. Не претендую на истину, поэтому, если найдете несоответствия или фантазии — можете смело делать замечания и даже ругать.
Женщины

Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар — широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.Музейные экспонаты из летней резиденции эмира бухарского
Конец XIX века



И так, платье. Платье было обязательно длинным, широким. Я с детства слышала, что современные женщины национальным узбекским платьем считают платье на кокетке, в основном на круглой, с воротником или без, сплошная или из двух частей, наслаивающихся друг на друга по центру.

Нашла даже подробное описание выкройки узбекского платья



К платью обязательно прилагались штанишки/шаровары. Мне всегда казалось, что они должны быть длиннее платья. Не знаю точной причины. Может быть, для того, чтобы была видна кайма по краю. Может быть, для того, чтобы было видно, что они есть (т.е. традиция соблюдена) А может быть, просто потому, что на длинное широкое платье при наклоне можно наступить, и поэтому его делали покороче.
Это тесьма для низа штанишек.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок
Моя любовь к съемкам без людей сыграла со мной злую шутку. У меня почти нет достойных примеров из жизни, в основном, сзади
Халаты. Простые будничные на вате служили исключительно для тепла (одна моя одноклассница привезла чапан, ходит тут на даче в холодные дни и утверждает, что это самая удобная одежда) Праздничные же отличались вышивкой золотыми нитями, дорогими тканями (очень уважали бархат), и прочими красивыми излишествами.

Смотрим на задний план, а не на передний (Самарканд. Регистан)
Тюбетейки. Сколько районов, столько и разновидностей тюбетеек. При чем, раньше, если я правильно поняла, головные уборы сильно отличались от современной тюбетейки.
Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи — самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста — характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца — «калампир»; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи — округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша
На самаркандском базаре в ряду тюбетеек
К праздничной одежде надевали жилеты
И тоже есть выкройка!
В Ферганской долине жилет удлинился
Обувь. Ичиги — мягкие сапожки из кожи без каблука и сапоги из грубой кожи или резины. У современных узбеков национальной обувью я бы, кроме ичигов, назвала бы калоши!
И отдельно хотела рассказать про паранджу. А знаете, я в детстве встречала бабушек в настоящей парандже! В старом городе они изредка продавали семечки. Ощущение такое: сидит кто-то в одеяло замотанный, а сверху еще и халатом прикрыт, только халат не на плечах, а на голове. Помню, что в прорези халата было что-то темное, сквозь которое ничегошеньки не видно. Мне папа говорил, что это сетка, что она сплетена из конского волоса. Но я мелкая, думала, что слово «сплетена» означало просто плетение, как марля. И только вот в мая я увидела настоящую паранджу рядом, правда, сквозь стекло. Слушайте, я не представляю КАК они там могли вообще находиться. Представьте жару больше 40 градусов, а на тебе поверх обычной одежда плотная-плотная, сквозь которую даже не понятно как дышать, штука из конского волоса, а сверху еще плотный халат…
Через стекло было очень трудно фотографировать, но уж постарайтесь разглядеть ее
Мужчины
Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком — кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.
Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.
Кто знает что это?
А еще нашла карнавальные костюмы, цену не спрашивайте, не искала.
Особенно умилила обувь!
А тут не только обувь радует, но и павловопосадский платок! (не утверждаю, но мне так показалось) И это еще не самое главное. Это фото на странице «Девичий узбекский национальный костюм» Клацнув на ссылку убедитесь сами

Ну, и заодно уж покажу узбекское кафе. Конечно, они не все такие, есть совершенно современные. Но есть и такие, чесслово!

Музей Узбекистана в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Год назад, в июне 2018 года, в павильоне «Вокруг света» на Улице Мира открылся Музей Узбекистана. Экспонаты заняли помещение Дома Центральной Азии. Председатель Калужского регионального отделения Всероссийского конгресса узбеков и узбекистанцев Акбар Абдужалилович Нурудинов и Барчиной Аманбаевна Нурудинова лично занимались наполнением музея. Они привезли из Узбекистана предметы быта, национальную одежду, фарфоровую посуду и ковры, ткацкий станок, старинную колыбель – бешик.

Двери всех домов на Улице Мира открыты для посетителей. Познакомиться с тем, что представлено в Музее Узбекистана, можно самостоятельно или в ходе обзорной экскурсии по парку.

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Яркие и самобытные обычаи народа Узбекистана складывались веками. Этнические особенности сформировались ещё до нашей эры – бывшие кочевники бдительно охраняли культуру своих предков от посягательств иноземцев. Позже со старыми обычаями плотно переплелись исламские верования и укрепились в сознании узбеков. Это оказало влияние и на узбекский национальный костюм – одежда по-восточному красочная и, как предписывает Коран, очень целомудренная.

Золотая вышивка

Первая отличительная черта узбекского национального костюма – это искусная золотая вышивка. Археологи во время раскопок в Ташкентской области обнаружили следы золотого шитья: есть версия, что подобное украшение одежды было известно ещё до появления шёлка. Благородные материалы декорировали растительными, реже геометрическими орнаментами. Разумеется, такие наряды были характерны в первую очередь для состоятельных людей. Например, правитель охотно дарил расшитые золотом халаты своим приближённым и не менее охотно принимал подобные подарки.

Современные узбеки могут надевать национальные костюмы по большим праздникам и в дни особенно знаковых событий. Могут использовать какую-то деталь, мотив… Например, мужской свадебный костюм обязательно украшается парчой с золотом. Разумеется, фоном для такой роскоши служат богатые ткани – шёлк, бархат или вельвет.

Больше красок!

В чём узбекский национальный костюм не испытывает недостатка, так это в цвете. Пёстрые наряды напоминают оперение райских птиц. А тёмные оттенки узбеки не жалуют: считают, что своим мрачным видом они способны привлечь несчастье. Раньше цвет костюма жены говорил о статусе её супруга лучше всякой визитной карточки. Зажиточные мужчины наряжали своих женщин в голубые и фиолетовые наряды, а супруги ремесленников довольствовались зелёными одеждами.

Отличительные черты мужского костюма

Мужчины в Узбекистане носят рубахи куйлак. Изначально рубашка такая была довольно неудобной – длина ниже колен сковывала движения. Со временем фасон верхней части костюма сменился до стандартной длины. Горловина выглядит по-разному: либо к вертикальному разрезу пришивается ворот, либо горизонтальный разрез опускается к плечам. Мужские штаны иштон напоминают шаровары и доходят до щиколоток. Они начисто лишены каких-либо декоративных элементов и украшений. Мужской халат чапан – настоящее произведение искусства! Вот где мастерицы соревнуются в умении вышивать удивительные узоры.

У каждого настоящего узбека должно было быть минимум три халата – тонкий летний, утеплённый межсезонный и на ватной подкладке в случае холодов. По бокам для удобства ходьбы – высокие разрезы. Края и рукава декорируются тесьмой, а в качестве пояса используют кушак из хлопка или шёлка, но обязательно контрастного цвета. На голове мужчины носят тюбетейку, отдавая предпочтение белой вышивке на чёрном фоне.

Отличительные черты женского костюма

Женщины также носят расшитые халаты. Под ними скрываются длинные платья куйлак. Они чем-то напоминают тунику с широкими рукавами. На рукавах могут быть манжеты, а воротник иногда оформляется стоечкой. Внизу надевают украшенные кисточками шаровары, платье – поверх. В некоторых районах женщины носят румчу – приталенные халаты – или тёплые мурсаки – туники на подкладке с запахом. Блеска и шика наряду добавляют украшения – серебряные серьги, браслеты, кольца, коралловые бусы и ожерелья из монет. Мимо такой невесты не пройдёшь! Ислам предписывает женщинам покрывать голову. По традиции для этого используются два платка – один обвязывается вокруг лба, под вторым прячут волосы. Раньше сверху ещё водружали чалму. До прихода советской власти женщины Узбекистана скрывали свою красоту под паранджой. Наглухо закрытое покрывало имело лишь одно отверстие для глаз, и то дополнительно снабжалось чавчаном – сеткой из конского волоса. Начиная с девяти лет девочки могли передвигаться по городу только в таком виде.

В наше время жители солнечной страны мастерски смешивают европейский стиль со своими традициями: добавляют к повседневному образу национальные украшения, уважают орнаментальные платки, струящиеся ткани. У многих в гардеробе найдётся халат и пара шаровар, ведь на больших праздниках национальная одежда является желанным атрибутом. А кроме того, национальный узбекский костюм и всяческие детали, его образующие, это действительно очень красиво!

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх