Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д.). Он не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.

Нейропсихологическая коррекция — что это такое

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.

Физическое развитие малыша

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Обратите внимание! Методика применяется для коррекции нарушений в психических функциях детей от 3 до 12 лет. Считается, что все они имеют общий корень: дефицит адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге.

Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

  • имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
  • логопедические нарушения, задержка речи;
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • проблемы общения;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
  • проблемы с освоением письма, чтения, счета.

К сведению! Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развитии.

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:

  • зеркально пишет;
  • пропускает буквы;
  • переставляет части слов при письме;
  • имеет проблемы с переключением;
  • плохо концентрирует внимание;
  • не любит рисовать;
  • запинается, быстро утомляется;
  • присутствуют тики или навязчивые движения;
  • рассеян;
  • имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
  • мало ползал.

Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:

  • задержки речевого развития, недоразвитость речи;
  • задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • аутизм;
  • минимальные мозговые функции;
  • недоразвитость мозгового тела;
  • эмоциональные и умственные нарушения.

Работа специалиста

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин.

Дисгенетический синдром

Это нарушение функции подкорковых структур головного мозга, которое происходит во внутритутробном периоде развития ребенка или вскоре после него.

Предназначение методов нейропсихологической коррекции – восстановить нарушенные взаимосвязи в работе нервной системы.

Головной мозг человека состоит из коры полушарий (это серое вещество, которое диффузно покрывает поверхность головного мозга) и подкорки. Подкорка – это скопление серого вещества, которое в виде ядер находится глужбе коры. Это значительно более древняя структура в плане эволюционного развития, чем кора головного мозга , она раньше закладывается и во время внутриутробного развития. Роль её нельзя преуменьшать.

Подкорковые узлы окружены белым веществом, носящим своеобразное название — сумка. Здесь проходят проводящие пути, по которым происходит связь коры со всеми нижележащими областями и непосредственно с подкорковыми узлами. Несмотря на свою «эволюционную старость», подкорковые узлы очень важны для человека – они отвечают за регуляцию сложных движений, а также являются базой сложных безусловных рефлексов — пищевого, оборонительного, ориентировочного, полового и многих других, которые и составляют фундамент высшей нервной деятельности. Каждый из этих рефлексов осуществляется через скелетную мускулатуру.

Характеризуя взаимодействие коры и подкорки, академик И.П. Павлов в своё время писал: «Подкорка является источником энергии для всей высшей нервной деятельности, а кора играет роль регулятора по отношению к этой слепой силе, тонко направляя и сдерживая ее».

Хочется обратить внимание на то, что последние абзацы, касающиеся роли подкорковых структур в работе нервной системы человека, написаны в строгом соответствии с общепринятыми истинами физиологии человека. Однако, обратив внимание на важность нормальной работы подкорковых ядер головного мозга, их одновременную связь с корой полушарий и с мышцами у человека, мы сможем также объяснить происхождение и механизм действия методики нейропсихологической коррекции, который доказательной медициной пока не признан в полной мере. Его «проводниками» и разработчиками в основном являются психологи, а не врачи от традиционной медицины.

И, тем не менее, все мы помним про «пальчиковую гимнастику» и сороку, которая варила своим детям кашу. Выполняя эти занятия с грудничками по совету врачей, мы занимались развитием их речевых центров. Грубо говоря, метод нейрокоррекции – это похожая методика, более усложненная, которая применяется с учетом индивидуальных особенностей ребенка и проблем в его развитии, обучении, поведении и т.д.

Компоненты нейрокоррекции в детском возрасте

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

  • двигательную;
  • когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Обратите внимание! Чтобы мотивировать малыша, все нейропсихологические занятия с детьми проводятся только в игровой форме. Курс нейропсихологической гимнастики должен составлять не менее 20 занятий, а длительность одного из них 40-80 мин. в зависимости от возраста.

Занятия с нейропсихологом для детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.

Нейрокоррекция для детей: упражнения дома для начинающих в зависимости от возраста

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.

Обратите внимание! По этой теме было написано немало интересных книг. Одна из наиболее качественных — практическое пособие В. С. Колганова и Е. В. Пивоварова.

Полезные пособия для начинающих

По следующим примерам легко понять, что такое нейропсихологическая коррекция, упражнения ее представлены ниже.

Обратите внимание! Количество заданий, которые можно использовать, достаточно большое.

«Речка-берег»

Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.

  1. Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.
  2. Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
  3. В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.
  4. Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.

«Мама-робот»

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

  1. Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.
  2. Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.

Дочь рассказывает маме как печь пирог

Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.

Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.

«Муха»

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

Игра для развития внимания «Корректор»

В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.

Обратите внимание! Если ребенок выполнил упражнение верно, похвалить его.

Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.

Поиск букв на время

«Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

«Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.

Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Отзывы родителей об улучшении после нейропсихологической коррекции

Динара Мансуровна, добрый день.
Высылаю вам свой отзыв. Еще раз — большое спасибо за работу и вдохновение, а еще море поддержки и веру в моего сына!
«Спасибо большое «Центру детской нейропсихологии и логопедии» за работу.
Я пришла на диагностику к Динаре Мансуровне со своим семилетним сыном в сентябре, через три недели после того, как ребёнок пошёл в первый класс. Паша всегда был любознательным и умным мальчиком, но слишком активным. Гиперактивность ему не диагностировали, но сверхактивность, чрезмерная подвижность, неумение придерживаться правил, слушаться старших были всегда. Это и привело к тому, что учитель через три недели попросила меня приходить и сидеть на уроках. Паша вставал в классе и ходил, когда ему хотелось, выкрикивал с места, перебивал и спорил с учителем, конфликтовал с одноклассниками. Я чувствовала, что не справляюсь. Огорчалась, что не могу так объяснить ребёнку, чтобы он как-то смог изменить своё поведение.

На диагностике оказалось, что многие функции, которые должны были дозреть к 7-ми годам и которые отвечали за успешное выполнение школьных задач, просто ещё не сформировались. Мой ребёнок не готов был физиологически к учебе. Но ему было уже семь лет, учитель и школа нам нравились. Мы решили остаться в классе и параллельно начали заниматься с Динарой Мансуровной.
Первые результаты стали видны уже после полутора месяцев занятий. Ребёнок стал спокойнее, сдержаннее, охотнее подчинялся правилам и мог себя больше контролировать. Изменения отметила учитель, и необходимость в моем присутствии в классе отпала сама собой. Ребёнок все чаще стал приносить «солнышки», «звездочки», с удовольствием выполнял задания. Всю остроту ситуации удалось снять к концу второй четверти. Постепенно решили проблемы, которые точно бы привели к низкой успеваемости. Например, ребёнок стал лучше запоминать зрительно, стал внимательнее, научился видеть свои ошибки. Мы решили продолжить ходить на занятия, так как каждый раз были интересные упражнения на память, внимание, мышление, речь. Отдельно хочу сказать о Динаре Мансуровне — это удивительно добрый, внимательный и чуткий человек. Она легко нашла подход к ребёнку. В течение всего первого класса она была для меня и сына поддержкой, вселяла уверенность, что все получится и измениться к лучшему. Я поняла, что многие проблемы с поведением и неуспеваемостью можно решить. Не нужно травмировать ребёнка, ругая за то, что он сделать просто не может! Занятия сблизили меня с сыном. Паша поверил в себя, в то, что он «молодец» и многое может. Он с удовольствием ходит в школу. Научился (с минимальной моей помощью) самостоятельно делать домашнее задание. Я очень довольна!

___________________________________

Отзывы родителей об улучшении после нейропсихологической коррекции

Отзыв мамы мальчика 9 лет.

  • 1. У ребенка отмечалась повышенная плаксивость, на уроках в школе постоянно отвлекался, не мог удержать внимание, по словам учителей «улетал», физические упражнения давались с трудом ( отмечалась неуклюжесть, казалось, все делает не так)
  • 2. В процессе коррекционных занятий становился более уравновешенным ( в эмоциональном плане), появилось внимание на уроках, легче стал усваивать учебный материал.
  • 3. Стал более самостоятельным и послушным, появились успехи в английском языке (если раньше вообще не мог запоминать слова и писать диктанты, то в процессе занятий это стало даваться очень легко), появились пятерки по физкультуре – движения стали более скоординированы. Повысилась общая успеваемость в школе. Улучшилась память, логика, координация.
  • 4. Учителя отметили, что значительно улучшилось поведение, прекратились истерики, ребенок стал более уравновешенным, выработалось правильное отношение к учебе, стал очень прилежным.
  • 5. Занятия с нейропсихологом считаю очень полезными, так как именно занятия помогли значительно улучшить как физическое, так и эмоциональное состояние ребенка.

___________________________________

Отзывы родителей об улучшении после логопедической коррекции

  • Дочери 13 лет, знакомые заметили у моего ребенка дефекты в речи, (мы уже привыкли и не слышали). Обратились к специалисту — логопеду Марине Валерьевне и буквально за 6 занятий она помогла нам исправить звуки С-З , Ш-Щ, Ц-Ш.
    • У дочери все получилось, и она за столь короткий срок смогла исправить свои дефекты в речи, благодаря чуткости и внимательности замечательного педагога-логопеда Марине Валерьевне!!!
  • Оказывается и в 13 лет возможно улучшить речь подростка.
  • Ибатуллина А.И. 13.06.2016г.

___________________________________

Наш ребенок остро нуждался в помощи логопеда, так как было достаточно серьезное нарушение речевого развития. Детский сад не посещали по состоянию здоровья, и никаких занятий по логопедии не проводилось, логопед из детской поликлиники нашу просьбу по поводу занятий отклонила.

По интернету мы нашли Центр детской нейропсихологии и логопедии и попали на прием к логопеду, которая несмотря на большую занятость, нашла возможность проводить с нами занятия. За короткое время она сделала невозможное — практически полностью исправила речь ребенка. Я присутствовала на нескольких занятиях, и хочу отметить высокий профессионализм, большое терпение и удивительный подход к детским душам.

Желаем успехов в ее нелегкой, кропотливой работе.

С благодарностью: родители Шамсутдинова Тимерхана.

___________________________________

Моей дочери сейчас 8 лет.

С самого рождения ей поставлен диагноз мышечная гипотония, задержка двигательной активности, а затем и задержка речи.

За эти годы мы много занимались с логопедами, дефектологами и психологами, выполняли рекомендации невропатолога по медикаментозному лечению.

Однако проблемы остались: проявилась гиперактивность, невнимательность, сложности с учебой и некоторые речевые проблемы.

О центре мы узнали от знакомых и в августе 2012 года начали заниматься с нейропсихологом.

Мне понравилось, что Динара Мансуровна сразу нашла подход к дочке, заинтересовала ее. Дочь с удовольствием занимается на занятиях и закрепляет упражнения дома. Улучшилась координация движений, укрепились мышцы, стала лучше память и логика, начала лучше учиться школе. На занятиях всегда очень благоприятная и комфортная обстановка, очень гибкое отношение к составу занятий, учитывающих состояние и настрой дочки. Конечно не все проблемы ушли, поэтому мы продолжаем заниматься 1 раз в неделю и по рекомендации нейропсихолога начали интенсивно заниматься с логопедом (у дочки искажены звуки р и л).

Я очень благодарна Динаре Мансуровне за помощь и поддержку и надеюсь, что скоро все наши проблемы останутся лишь в воспоминаниях!

___________________________________

У нас были проблемы с произношением шипящих и рычащих звуков. Я увидела рекламу в журнале о центре, где есть логопед.

Ходим на занятия с ноября 2012. За это время мы научились не только правильно произносить звуки, но и читать по слогам.

Наш логопед- Людмила Анатольевна, профессионально подошла к нашей проблеме, нашла подход к моему сложному по поведению ребенку ( 4.5 лет).

Мы с Викой очень довольны и выражаем ей свою благодарность!

Апрель 2012. Мама Юля и дочка Вика.

___________________________________

Татьяна Германовна Горячева, Юлия Валерьевна Никитина

Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции

© Издательство «Генезис», 2018

© Горячева Т.Г., Никитина Ю.В., 2018

Введение

…Психика не просто проявляется в движении, в известном смысле движение формирует психику…

А.Н. Леонтьев

В детской коррекционной психологии проблема детского аутизма является одной из наиболее актуальных. Это объясняется достаточно высокой частотой встречаемости данной патологии и отсутствием детально разработанной системы психологической помощи.

Частота встречаемости этого нарушения – приблизительно 1 на 1000 детей. В случае отсутствия полного набора признаков раннего детского аутизма говорят об аутистических особенностях. Частота встречаемости расстройств с аутистическими чертами – 0,6–1 % от общего количества детей (Микадзе, 2008).

Вместе с тем в отечественной психологии нет полного и четкого руководства по психокоррекционной работе с такими детьми, включающего в полном объеме и сенсомоторную коррекцию. Коррекционная работа такого рода требует участия ряда специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, физкультработников), каждый из которых приоритетно работает над определенной сферой высших психических функций.

Однако простое суммирование когнитивных, двигательных программ и программ эмоционально-личностного развития, без учета структуры дефекта и общих закономерностей развития психики ребенка в онтогенезе, зачастую не приносит желаемых результатов. Если же в ходе дефектологической практики начинают применять двигательную коррекцию без учета роли сенсомоторного базиса в развитии психики ребенка, то это зачастую приводит к выхолащиванию метода. В таком случае работа начинает строиться по принципу «симптом – мишень». При этом упускается из виду то обстоятельство, что моторика ребенка является тем фундаментом, на котором развиваются и с помощью которого связываются между собой различные психические функции.

В основу пособия положены результаты многолетней психокоррекционной работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, и наблюдения за ними. Предложен оптимальный комплекс сенсомоторных упражнений, позволяющих работать с аутичными детьми разного возраста.

Дети, страдающие заболеваниями аутистического спектра, и дети с аутичными чертами нуждаются в своевременной, хорошо организованной психологической помощи и создании более благоприятных условий для их реабилитации в обществе.

Мы надеемся, что данное методическое пособие будет способствовать оказанию адекватной медико-психолого-педагогической помощи этим детям.

Часть I

Теоретические представления о природе расстройств аутистического спектра (РАС)

Глава 1

Клиническая картина и нейропсихологический анализ мозговых механизмов аутистического синдрома

Аутистическая симптоматика может наблюдаться при многих видах расстройств развития. Согласно МКБ-10, качественные отклонения в социальных взаимодействиях, а также ограниченный, стереотипный, повторяющийся комплекс интересов и действий (как диагностические признаки аутистического синдрома – F.84) наблюдаются при детском аутизме, атипичном аутизме, синдроме Ретта, дезинтегративных расстройствах детского возраста, синдроме Аспергера, гиперактивном расстройстве. Часто подобные расстройства сочетаются с задержкой психического развития и умственной отсталостью. При коррекционной работе с детьми психолог опирается не на официальный диагноз, а на знание механизмов возникновения и существования аутистических нарушений как таковых. С одной стороны, необходимо понимать, что механизм (принцип) функционирования психики в рамках аутистического синдрома будет одинаков при разных заболеваниях. А с другой стороны, за похожими внешними поведенческими особенностями и нарушениями может стоять разная глубина расстройства, что предполагает разную структуру и динамику коррекционной работы, а возможно, и разные коррекционные задачи. Более подробно структурные и динамические особенности аутистического синдрома отражены в главе, посвященной диагностическому этапу коррекционной работы.

Перечислим основные нарушения, которые наблюдаются у ребенка при наличии аутистического синдрома.

– Нарушение общения. Общение существенно затрудняют следующие особенности детей: отрешенность, неспособность к рефлексии; ведущая роль влечений, разнонаправленных желаний, отсутствие единства и логики в поведении; отсутствие подражания; монотонно-стереотипный тип поведения; нарушения реакции на комфорт и дискомфорт; ослабление реакции на близких людей; неадекватность аффективных реакций по знаку и интенсивности. Часто ребенок вообще неспособен выстраивать общение.

– Тревога и страхи. У детей возникает страх перед переменами, тенденция «застревать» в знакомой ситуации. Любое новое пространство и замена вещей приводят к паническому страху и психомоторному возбуждению.

– Нарушение моторики. Характерны неуклюжесть, нескоординированность движений, наличие неритмичных движений, тенденции к стереотипным движениям, характерная ходьба на цыпочках.

– Нарушения речи. В речи наблюдаются эхолалии, бессвязность, тенденции к манерному словотворчеству, неологизмам, наличие фраз-штампов. Часто встречается нарушение грамматического и синтаксического строя речи; в фразах, как правило, отсутствуют глаголы и местоимения. Речь не направлена на собеседника, в ней нарушены голосовые модуляции, она отличается скандированностью, возможны признаки дизартрии.

– Особенности восприятия. Снижена реакция на зрительные и слуховые раздражители, периферическое зрение развито значительно лучше центрального. Во внешнем облике обращает на себя внимание взгляд: направленный в пустоту, внутрь себя, мимо, взгляд с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Характерны тактильные гипер- и гипостезии (повышение/понижение чувствительности к прикосновению).

– Нарушения цикла сна, извращенный аппетит, изменчивость мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии.

Первые признаки нарушения контакта при синдроме раннего детского аутизма могут проявиться уже на первом году жизни: в виде отсутствия зрительного контакта, ответной улыбки при приближении лица, мимических движений. После 1,5–2 лет становится отчетливым нарушение последовательности вытеснения примитивных функций сложными в пределах всех сфер деятельности: в этом проявляется диссоциация развития личности аутичного ребенка. Результатом становится отставание в развитии. Только у 3 % детей интеллектуальное развитие приближается к возрастной норме, у 20 % находится на пограничном уровне. По мере взросления у многих детей (около 20 %) развиваются судороги (Микадзе, 2008).

В отечественной психиатрии (Сухарева, 1955; Башина, 1974) аутизм часто рассматривали в рамках клинической картины «ранней детской шизофрении» либо находили органическую основу некоторых форм аутистических состояний (Исаев, 1969). На сегодняшний день аутизм рассматривается как совершенно отдельное расстройство развития, в основе которого лежит особая форма дизонтогенеза, сочетающая в себе асинхронию и ретардацию одновременно. При ранней детской шизофрении тоже может развиваться аутистический синдром. Кроме того, аутистические симптомы выявлены в клинике больных с синдромами Ретта, Мартина-Белл, при фенилпировиноградной олигофрении и др.

Электроэнцефалографическое обследование (Исаев, 2001) различных групп детей, имеющих в клинической картине аутистические симптомы, позволило выделить общие для всех изменения корково-подкорковой динамики при ведущей роли лимбических структур мозга. По данным энцефалографии, нарушения наблюдаются в основном на гипоталамо-диэнцефальном уровне. С данными электроэнцефалографии коррелируют данные пневмоэнцефалографии в виде увеличения 3 желудочка, подкорковых и лобно-теменных атрофий.

Записалась и оплатила 50% 3 октября 2018

Диагностика прошла 1 ноября 2018 в 17:00 по адресу Большой Дровяной пер. 20 с.2 в офисе психологического центра Эдип и Электра

Диагностику проводила Елена Лаштабега @neuropsy_lll из команды #УзнайКакЛучшеДляРебенка

Даша сидела за одним столом с Еленой друг на против друга.

Я в другом конце кабинета заполняла анкету анамнез. В анкете указывала данные о течении беременности, рождении Дарьи, её здоровье до года и после. А также перечислила вопросы, которые меня тревожат.

Диагностика проходила 30 минут, чуть дольше я общалась с Еленой.

В общем и целом проблем нет. Развита гармонично. Там, где есть провалы, выезжает за счет интеллектуальной сферы. Не 100% правша, вероятно были в роду левши, либо переучены, но я о них могу не знать. Сама, кстати, в спорте я левша была, а в быту правша.

Память отличная.

Мышление все неплохо, но очень напряжена. Тут скорее пробел в детско-родительских отношениях. Был момент агрессии, когда не могла объяснить картинки. Это тоже свидетельствует о напряжении. Очень верим, что оно пойдет на убыль, когда у Даши будет своя комната 🙂

Рекомендованы арт-терапии, хвойные ванны, контрастный душ. Терапевтические сказки Хухлаевой.

Сложности с умением классифицировать, точнее объединять в одну категорию. Лишний выбирает без проблем, а объединить в категорию сложно.

На счет отзеркаливания букв. Это тема плавности переключения. По этой теме я смотрела прямой эфир Елены плавность переключения и моторное планирование, но к сожалению не конспектировала. Хорошо запомнила упражнения для того, чтобы прочувствовать кисти рук с авторучкой, тут же упражнения обычная коза/сердитая коза, Ok и Like.

На встрече Елена сказала, что еще в помощь нам танцы, ритмичные занятия (прописи под метроном), жонглирование, макраме, резиночки да, но если схема известная, то менять, усложнять, иначе смысла в этом нет. Кроме этого образно проработать буквы, с которыми могут быть сложности Г, Е, З ( вылепить, нарисовать и т.п.)

Что касается первых двух моих вопросов, тут только произвольный контроль. Но у нас не оставить эту тему ей самой, потому как лекарства пропускать нельзя. Игры на произвольный контроль (нос/пол/потолок). Корректурные пробы. В тексте все А обвести в круг, все П зачеркнуть крестиком, шаблоны и т.п.

Даша проявила себя с дисфоничным голосом. По этому пункту и сюда же слабое держание за руку рекомендованы контрастный душ, бассейн, прогулки, массаж два раза в год + массаж воротниковой зоны от мамы. Рекомендован доплер сосудов головного мозга, по результатам консультация с неврологом. Но тут мне кажется это всего лишь психологическое состояние, она была несколько зажата на диагностике.

Честно, не помню к чему именно, но Елена рассказывала о развитии пространства. На эту тему я тоже слушала эфир члена команды #УзнайКакЛучшеДляРебенка Анны Полищук @anna_polishuk_neuro интересные этапы развития пространства от тела, до пространства вокруг https://www.instagram.com/p/BpmICl7FdNS/?taken-by=anna_polishuk_neuro .

С Дашей же рекомендовано играть в «Зю», когда молча завернуть на полу в необычную позу, а Даша должна рассказывать, где и какая часть тела находиться относительно право/лево или других частей тела, игра в Робота с речевыми инструкциями, твистер. Затем пространство на листе бумаги (диктанты), танграм, логико-грамматические конструкции. Отзеркаливание рисунка и сравнение двух, схем и т.п.

Также отмечено, что левый глаз ведущий, при этом работает правой рукой. Рекомендованы глазодвигательные упражнения. Обратить внимание на книги Колгановой и Пивоваровой.

Пересказывает хорошо!

В этом возрасте уже сложно определить к какому типу по способу восприятия информации относится ребенок, но Елена предположила, что Даша больше аудиал.

Вот как-то так.

Довольна ли я? Не сказала бы, что на 100%, но и я не до конца подготовилась к диагностике. Я планировала напечатать таблицу, чтобы по теме вписывать комментарии и рекомендации, а пришлось конспетировать, видимо, я визуал и мне конспекта не хватает.

Поведу ли еще раз Дашу, возможно, но даже по рекомендациям не раньше чем через год после применения всех наставлений.

Поведу ли Ваню? Пока нет! Возможно, когда выйду на работу, ибо дорого! Сейчас буду продолжать смотреть эфиры и читать ленту команды #УзнайКакЛучшеДляРебенка, информации там более чем достаточно, применять и применять!!!

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх