Как накормить малоежку? Самые интересные стихи и сказки для тех, кто плохо кушает

О поступлении в детский садик сегодняшние родители начинают задумываться почти с рождения. Однако, часто они оставляют без внимания вопрос о подготовке к садику, особенно в плане здоровья и питания. И как только малыш начинает ходить в садик – возникают проблемы. Он не хочет кушать в саду или не может перестроиться на новое для себя питание. Как же максимально облегчить процесс адаптации к садику и подготовить малыша к его посещению?
Самая большая проблема воспитанников детских садов, особенно тех, кто очень рано идет в садик или ясли – это научиться обходиться без помощи родителей – самому одеваться, мыть руки и самое главное, самому кушать. По мнению воспитателей и врачей – это самая сложная задача для юного воспитанника. В садике не станут особо уговаривать, кормить с ложки постоянно, петь песни и танцевать вокруг крохи, малышей много и надо уследить за всеми, это может оказаться непростым испытанием для ребенка. Всем детям предлагают одинаковую еду — ее надо уметь жевать, нужно уметь пить с чашки и пользоваться салфеткой.
Чем отличается питание?
Питание для детских садиков разрабатывают медицинские работники исходя из знаний анатомии и физиологии детского пищеварения, таким образом, чтобы еда максимально покрывала потребность ребенка и в питательных веществах, витаминах и минералах. Обычно это меню общее для всех воспитанников, начиная с полутора лет до 6-7 летнего возраста, отличаются только объемы порций в зависимости от возраста. Учитывая сезонные изменения, в питании летом и осенью максимально используются свежие фрукты и овощи, а в зимне-весенний сезон в питание включаются витаминизированные продукты – соки, отвары трав и зимние фрукты.
Все приемы пищи разделены по калорийности на определенные физиологические объемы – при 4-х разовом питании на завтрак приходится 15-20% калорийности, обед – до 40%, полдник до 15-20%, ужин до 20-30%.
Обычно на завтрак детям дают каши из различных видов круп на молоке, пудинги, омлеты, соки или компоты. В обед обязательными являются различные первые блюда, салаты, вторые блюда и напитки. Полдник представляет собой фруктовый десерт или выпечку с кефиром, молоком или другим напитком. Некоторые сады удлиненного пребывания допускают и наличие ужина – обычно это овощное, молочное или крупяное блюдо.
Обязательно строгое соблюдение в питании количества белка, как основного строительного материала для роста и развития малыша, никакие вегетарианские диеты в садике недопустимы. Детям обязательно дают животные белки – рыбу, мясо, яйца, молоко и молочную продукцию. Из растительных белков в детском питании используются бобовые и некоторые крупы, хлеб. В питании малыша не используют животных жиров и маргарина, источником жиров в детском питании в саду являются растительное и сливочное масло. Кроме того, детям дают сливки и сметану. Ограничивают в питании детей в садике количество сахара, заменяют его углеводами из крупяных, макарон и хлебобулочных изделий. В меню детского сада существует список продуктов, которые запрещаются СЭС, кроме того, она же регулярно проводит проверки пищеблока и сотрудников сада.

Есть продукты, которые появляются на столе ребенка ежедневно – это молоко, масло, сахар, овощи, хлеб, фрукты, мясо. Яйца обычно даются через день, творог 2-3 раза в неделю, а рыба – 1-2 раза в неделю.
Все продукты готовятся непосредственно перед едой, их не хранят и не разогревают. В садовском меню не допускаются повторы блюд одного состава в один день (например, макароны утром и вечером). И меню составляется на неделю вперед, стремясь по возможности избегать повторов блюд в течение недели. Кроме того, для стимуляции пищеварения детям в обязательном порядке в обед дают салаты из овощей или фруктов кислого вкуса.
Вопрос аппетита – проблемы и решения.
В большинстве своем, аппетит малыша в садике будет зависеть больше от усилий родителей, но и персонал садика тоже играет определенную роль. Причин, по которым ребенок может отказаться от еды в детском саду несколько.
Любые глобальные перемены в жизни – это стресс для организма, особенно если это малыш первых лет жизни. Появляется совершенно другая компания взрослых и детей, резко меняется круг общения, происходит контакт иммунной системы с незнакомыми веществами, меняется отношение к ребенку, он уже не центр вселенной, таких как он еще много. Это приводит к нарушению в работе высших отделов нервной системы и выливается в проблемы с поведением, капризностью, тревожностью, нарушением сна и аппетита даже дома. Многие детишки — консерваторы. Им очень трудно дается изменение привычных ритуалов – смена любимой тарелочки и ложечки может надолго отбить аппетит. Кроме того, малышам отводят четко регламентированное место за столом, не позволяя вольностей, а рядом с ними еще и сажают других малышей, которые отвлекают внимание.
Самой большой ошибкой родителей и многих воспитателей являются попытки накормить ребенка любой ценой. Обычно в ход идут уговоры – «съешь все и дам конфетку» или угрозы «пока не съешь всю еду, из-за стола не выпустим». Однако, таким образом можно добиться только полностью противоположного результата – усилить стресс и надолго лишить ребенка аппетита. Неверным вариантом будет и устроение из процесса еды игрового шоу или конкурса на «самую чистую тарелку» или «кто быстрее всех съест». Еда не ради еды не принесет пользы, таким образом можно сформировать у не очень расторопного ребенка-флегматика комплекс неудачника. Тогда аппетит пропадет совсем надолго.
Решения этой проблемы есть, первое – это набраться терпения. Малыш немного обвыкнется в новом коллективе и начнет тянуться за другими малышами, подражать им. В том числе и в еде. Попросите воспитателей посадить его к тем малышам, которые уже хорошо кушают.
Вторым вариантом является создание ритуала еды и украшение процесса принятия пищи – то есть для малыша предлагается постоянная последовательность действий – мытье рук, усаживание за стол, красивая его сервировка, использование ярких салфеток и посуды. Задача воспитателей и родителей – рассказать малышу, что еда – это целое событие. Можно рассказывать подробно – как приготовили то или иное блюдо, для чего нужно кушать картошку или котлетку – увлечь малышей многосерийным рассказом.

Второй частой ошибкой родителей является избирательность в еде и ее культивирование у ребенка. Малыша с детства балуют различными деликатесами, он ест, когда хочет, где хочет и только то, что хочет. Кроме того, в его рацион входят различные неполезные продукты – чипсы, сухарики, фаст-фуд. После того, как ребенка приучили к такому режиму, будет очень сложно научить его кушать обычную садиковую еду и сформировать режим дня. При поступлении в садик, конечно, возникает протест против «невкусной» еды. Малыша начинают заставлять есть не то, к чему он привык. И сложнее всего бывает тогда, когда в саду пытаются научить малыша кушать нормальные продукты, а вечером мамы и папы в виде «компенсации» опять предлагают сухари или чипсы. Родителям надо категорически сказать «нет» подобным продуктам и запастись терпением, начав методично приучать малыша к здоровой пище. Иначе – ребенок не будет полноценно есть в саду.
Решение проблемы опять же в терпении и настойчивости. Если уж вы научили малыша кушать «вредности», придется терпеливо учить его есть полезную пищу. Кроме того, нужно помнить о положительном собственном примере – исключить и из своего рациона все фаст-фуд, дабы не соблазнять малыша.
Еще одной важной причиной плохого аппетита малыша является неумение кушать самостоятельно. Иногда малыши к моменту поступления в садик совершенно не умеют пользоваться ложкой и вилкой. А когда они оказываются рядом с более умелыми сверстниками, которые хорошо кушают, у них возникают проблемы с едой. Большой ошибкой родителей является просьба, чтобы воспитатели не оставили без внимания их кроху – накормили, помогли есть с ложки, показывали как нужно делать. Это резко выделяет малыша из всех детей, он начинает думать, что он все делает не так – все могут есть ложкой, а он не может. Кроме того, тетя начинает заострять внимание самого малыша и окружающих его детей на проблеме – это бьет по зачаткам детского самолюбия и может развить комплекс еды.
Решить эту проблему несложно – если малыш еще не уверен в общении с приборами, пусть его посадят за отдельный столик и покажут, что нужно делать. Ребенок быстро освоит навыки, пытаясь тянуться за другими.
Учимся кушать сами.
Врачами и психологами отмечается, что дети, которые к моменту поступления в садик умеют элементарно себя обслуживать – одеться, помыть руки или умыться, умеют кушать сами, легче проходят адаптацию к садику. Если малыш плохо управляется с приборами, он в садике обычно дольше всех сидит за столом, хуже кушает и может не доедать всей порции, чтобы успеть за другими детьми. Кроме того, новички часто отвлекаются во время еды на мелкие детали, что тоже отражается на аппетите. До момента поступления в садик, конечно, надо научить малыша кушать самостоятельно, пользоваться столовыми приборами и уметь вести себя за общим столом. Как минимум с 1.5 — 2 лет малыш должен кушать со всеми за общим столом, пользоваться вилкой, ложкой, пить с кружечки. Хорошо формирует навыки общение со сверстниками по выходным, приглашайте на общие обеды малышей. Следите, чтобы малыш научился кушать в течение получаса – именно такое время отводится в детских садах на прием пищи.

Для самых маленьких

Птичка зернышки клюет,

Колет белочка орешки,

Травку козочка жует,

Ест улитка сыроежки,

Молоко котенок пьет,

У мышат — головка сыра,

Косточку щенок грызет,

У пчелы – кусок зефира.

Сено ест смешной теленок,

Кролик скушал лист капустный,

Что же любит наш ребенок?

Кашку? Ах, как это вкусно!

(слово «кашку» можно заменить на «йогурт», «супчик», «мяско», «творог» и т.д.)

Ложечку за папу, ложечку за маму,

Кушай, детка, кашку, будешь умный самый!

Ложечку за бабу, ложечку за деду,

Ложечку за юркую мышку-непоседу!

Ложечку за слоника, ложечку за мишку,

Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!

Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,

Ложечку за рыжую хитренькую лиску!

Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,

Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика!

Ложечку за зебру, ложечку за львенка,

Ложечку за самого умного ребенка!

Сказка про Мишутку который не хотел кушать и спать (Автор Светлана Сейтнефесова)

Мишутка был уже большим медвежонком: ему было 3 годика, и он ходил в детский сад. И вот однажды Мишутка решил, что он уже слишком большой, чтобы слушаться маму. И тут началось:

«Я не буду днем спать – только маленькие спят днем, а я большой!»

«И вечером я рано ложиться спать не буду, посмотрю-ка мультики»

«Не хочу я кушать кашу, только чай попью.»

«И суп кушать не стану. Даже если и хочу, все равно не буду, я же большой – чай попью с конфеткой!»

Мама очень расстраивалась, что Мишутка мало кушает и спит, ведь детки, когда кушают и спят, сил набираются и растут быстрее. Но Мишутка даже и слушать не хотел. Все «не хочу» да «не буду»…

Так день прошел, другой. А на третий день проснулся Мишутка утром, а встать не может: ручки и ножки не слушаются. Испугался Мишутка, стал маму звать, а язычок тоже не говорит. Еще больше Мишутка испугался. Что же такое? Как раз в это время в комнату вошла мама, видит она, что с Мишуткой что-то случилось и скорую помощь вызвала.

— Доктор, приезжайте скорее, мой малыш заболел сильно: животик болит, ручки и ножки не работают.

Приехал доктор и начал слушать Мишутку. Слушает доктор и слышит, животик плачет и говорит что-то:

— Что-то? – переспрашивает доктор у животика. -Ах, Мишутка не кормил тебя кашкой и супчиком? Ай-яй-яй!

Стал доктор по Мишуткиным ножкам палочкой специальной стучать, чтобы проверить, почему не ходят. И слышит писк какой-то жалобный – это ножки пищат.

— Ах, и вы давно не кушали ничего? – спрашивает доктор у ножек. — Ну, все ясно! Ножки не ходят и ручки не двигаются, потому что слабенькие стали: не кушали – энергии не набирались, спали мало – поэтому не успели отдохнуть и сил набраться. И животик плачет, потому что кушать хочет. Ты Мишутка, если не хочешь, то не кушай и не спи, а ножки, ручки и животик корми обязательно, и спят пусть побольше. Тогда они болеть не буду!

Когда доктор ушел, Мишутка съел целую тарелку каши. Тут язычок заговорил, животик плакать перестал и ручки с ножками начали двигаться. С тех пор Мишутка больше не обижал животик свой, ручки и ножки – кормил их хорошо и отдыхать давал. И вырос Мишутка большим и крепким…

За столом

Руки мы помоем дружно.

Это важно, это нужно.

Только с чистыми руками

Мы за стол садимся к маме.

Ложкой-вилкой не грохочем,

Не играем, не хохочем,

Мы на стульчике сидим,

Молча весело едим.

Мы ногами не болтаем,

И ворон мы не считаем,

Не глядим по сторонам,

Ведь обедать надо нам!

Застольные страдания

Если суп на стол налить,

То придётся маме мыть.

Если мясо уронить –

Снова нашей маме мыть.

Это делать не годится:

Мама может рассердиться.

Если каша на кармашке,

А варенье – на рубашке,

Это очень неприятно.

Ел ребенок неопрятно!

Снова надо убирать,

А одежду всю – стирать!

За столом – не веселиться,

Чтобы вдруг не подавиться.

За обедом мы молчим,

Только ложками стучим.

Всем известно, что обеды

Мы проводим без беседы.

Сказка о полезных овощах (Мария Шкурина)

Как-то летом гостил Серёжа у бабушки в деревне. Хорошо в дерене — солнышко, речка, чистый воздух. На улице можно играть с ребятами с утра и до самой темноты! Только вот часто Серёжа с бабушкой ссорился. А всё почему? Бабушка для внука готовила вкусные обеды из фруктов и овощей, а мальчик их есть не хотел. «Это я не люблю. Это я не буду. Вот это красненькое я не ем! Вон то зелёненькое убери!» — вот что слышала бабушка каждый раз, когда уговаривала мальчика сесть за стол. Бабушка расстраивалась, да и самому Серёже было неприятно её обижать, но вот ничего поделать с собой он не мог.

Одним утром, перед завтраком, вышел мальчик во двор, с солнышком поздороваться. Вдруг услышал Серёжа со стороны бабушкиных грядок с овощами чьи-то голоса. Огляделся он, нет никого. Подошёл поближе к грядкам и рот разинул от удивления. Это разговаривали друг с другом овощи на грядках. Да не просто разговаривали, а спорили.

— Я самый главный! – заявлял картофель. – Я лучше всех овощей насыщаю, даю силы на целый день!

— Нет, я самая главная! – не соглашалась оранжевая морковка. – Знаете, сколько во мне витамина – бета-каротина? Он очень для глаз полезен. Кто будет его много кушать, тот до самой старости будет видеть хорошо.

Слушает Серёжа морковку, а сам головой кивает. Вот оказывается, почему бабушка так хорошо видит, и не надевает очки даже когда шьёт или вяжет. Она, наверно, морковку любит.

— Не только ты, подружка, богата бета-каротином, — ответила тыква. – И во мне его много. Как и других полезных витаминов! Я помогаю человеку бороться с осенними болезнями, когда на улице сыро и ветер. Во мне и витамин С есть!

— О, если зашла речь о витамине С, то это вы ко мне обращайтесь! – рассмеялся мясистый сладкий красный перец. – Во мне его ого-го сколько! Больше чем в лимонах и апельсинах! При простудах помогает, организм укрепляет.

— А я вообще один из самых полезных овощей! – улыбнулась кудрявая капуста брокколи, поправляя свои зелёные листочки. – И чего во мне только нет! Хоть вари меня, хоть сыро кушай – сплошные витамины! А вкус! Знаете, какой из меня супчик получается?

— Ну-ну, друзья, не горячитесь, — сказал басом лук. – Разве вы не слышали поговорку «Лук от семи недуг»? Это про меня. Значит, что я от многих болезней человека могу вылечить. Да и вообще меня во все блюда добавляют. Без меня они не такие вкусные.

Тут вдруг овощи заметили, что за ними наблюдают и разом затихли, как будто только что не спорили друг с другом.

— Вот чудеса! – прошептал Серёжа, и тут бабушка позвала его завтракать.

Мальчик понял, что ужасно проголодался и побежал мыть руки. По пути он вспоминал, что сегодня приготовила бабушка на завтрак. А когда вспомнил, что она говорила про тыквенную кашу, обрадовался. Теперь-то он всегда будет кушать бабушкины супчики, кашки и салатики и станет сильным, ловким и здоровым.

Стих про девочку, которая плохо кушала (Сергей Михалков)

Юля плохо кушает,

Никого не слушает.

— Съешь яичко, Юлечка!

— Не хочу, мамулечка!

— Съешь с колбаской бутерброд!

Прикрывает Юля рот.

Супик?

— Нет…

— Котлетку?

— Нет… —

Стынет Юлечкин обед.

— Что с тобою, Юлечка?

— Ничего, мамулечка!

— Сделай, внученька, глоточек,

Проглоти ещё кусочек!

Пожалей нас, Юлечка!

— Не могу, бабулечка! —

Мама с бабушкой в слезах —

Тает Юля на глазах!

Появился детский врач —

Глеб Сергеевич Пугач,

Смотрит строго и сердито:

— Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно не больна!

А тебе скажу, девица:

Все едят —

И зверь и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом Конь жуёт овёс.

Кость грызёт дворовый Пёс

Воробьи зерно клюют,

Там, где только достают,

Утром завтракает Слон

Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мёд.

В норке ужинает Крот.

Обезьянка ест банан.

Ищет жёлуди Кабан.

Ловит мошку ловкий Стриж.

Сыр и сало любит Мышь…

Попрощался с Юлей врач-

Глеб Сергеевич Пугач.

И сказала громко Юля:

— Накорми меня, мамуля!

Сказка о грустной тарелочке (Мария Шкурина)

Жила-была девочка Катя. Хорошая девочка была Катя: добрая, вежливая, заботливая. Только вот не любила Катя кушать. И чего ей только мама не готовила: и супчики, и кашку, и котлетки с макаронами – а у Кати на всё один ответ: «не хочу, не буду».

Как-то бабушка подарила девочке новую тарелочку. Красивую, розовенькую. Говорит: «Вот, Катенька, новая тарелочка для тебя, не обычная она. Любит, когда детки хорошо кушают». Катя бабушку поблагодарила за подарок, но вот лучше кушать так и не стала.

Один раз положила мама Кате на новую тарелочку картофельное пюре с куриной котлеткой, и сама вышла из кухни по делам. Катя сидит перед тарелочкой, не ест, а только развозит по ней вилкой картофельное пюре. Вдруг слышит девочка, кто-то плачет. Огляделась Катя по сторонам, а понять ничего не может. Даже испугалась немного, а потом осмелела и спрашивает:

— Кто это плачет?

— Это, я тарелочка. Я плачу.

— А почему ты плачешь? – спрашивает девочка.

— Я расстраиваюсь, что ты плохо кушаешь, и никогда моей улыбки не видишь, — отвечает тарелочка.

— А ты умеешь улыбаться? – удивилась Катя.

— Конечно, умею. Вот съешь всю еду до самого дня и сама увидишь, — ответила тарелочка.

Девочка сейчас же взялась за вилку и съела всю котлетку и картофельное пюре. И как только дно тарелочки стало пустым, Катя увидела, что та действительно улыбается, и больше не плачет.

С тех пор Катя всегда съедала то, что готовила её мама, а тарелочка ей за это всегда благодарно улыбалась.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх